Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Победа Советской власти в Молдавии - Страница 10

Прямо противоположную политику проводило царское правительство и земельные банки по отношению к помещикам. Из лризнапия директора Госбанка Няги, относящегося к августу 1916 г., видна трогательная забота правительства о помещиках Молдавии. «Дворянский банк, по распоряжению министра финансов,— писал он.— ...пошел на исключительные льготы заемщикам вне зависпмости от размера недоимок. При самых незначительных частичных платежах нмения снимались с торгов, и за все время войны ни одно имение не было продано. Такой же политики вынуждены придерживаться и ипотечные банки, действующие в крае (Херсонский, Полтавский)» 86.

В полной зависимости от банковского капитала оказались ведущие отрасли городского хозяйства Кишинева. Водопровод и электростанция были построены управой за счет выпуска городских займов, на покупку земли предместья Рышкановка также был выпущен заем. Займы были реализованы в Кишиневе и в Петрограде. По ним за 1892—1915 гг. было выплачено процентов и погашений (за вышедшие в тираж облигации) 2923 тыс. руб. Оставалось но состоянию на январь 1916 г. выплатить

3403,4 тыс. руб. капитального долга и 3331 тыс. руб. процентов. Примерно так же обстояло дело и в других городах края. В 1916 г. долги банкам н кассе городского и земского кредита г. Аккермана составляли 311214 руб., Бендер — 500 тыс. руб., Измаила — 410 тыс. руб., Бельц — 62 тыс. руб., Сороки —123 тыс. руб., Хотина — 108 тыс. руб. и остальных городов и посадов — 236 тыс. руб.87

Из сказанного видно, что банковский капитал играл большую роль в экономике края.

Некоторые отрасли хозяйства Молдавии находились в зависимости от иностраппого капитала. Его проникновение в экономику края проходило по линии железнодорожного строительства, в частности ему принадлежало большое количество облигаций Общества юго-западных железных дорог. Консул США в Петрограде Борпгольд писал, что он является крупным владельцем сертификатов юго-западных железных дорог и представителем разных иностранных агентов, владеющих более 100 тыс. сертификатов 88. Строительство Бендерско-Галацкой железной дороги широко финансировали французские капиталисты. Газета «Новое время» отмечала: «Для постройки этой дороги известный дом барона Гинцбурга в Париже открыл строителю неограниченный кредит и в деньгах недостатка нет» 89. Выше уже указывалось* что в 1913 г. один из крупнейших банков Парижа «Французский кредит» владел облигациями Аккерманского общества железных дорог90.

Иностранные капиталисты имели в Молдавии и свои промышленные предприятия. Бельгийское анонимное общество владело в Кишиневе трамваем и механическим заводом по изготовлению фугасных снарядов, другое Бельгийское акционерное общество па эксплуатации и изысканию природных богатств имело в Атаках Сорокского уезда химический завод,4. Рыбницким сахарным заводом владел пемецкий подданный Горпунг 91.

Учреждения, фирмы и синдикаты страны, занимавшие ключевые позиции в решающих сферах экономики Молдавии, распоряжались ее сырьевыми ресурсами, получали ежегодно большие прибыли за счет хищнической эксплуатации ее богатств. Па оценке В. И. Ленина, «в стране царит крупный капитал, черев банки и через синдикаты в первую голову» 92.

Все сказанное свидетельствует о зависимости экономики Молдавии от монополистических союзов, крупных фирм страны и иностранных государств. Экономика Молдавии носила ярка выраженный аграрный характер, в социальной структуре общества преобладали крестьяне, кустари, ремесленники, мелкие торговцы. В то же время здесь сложились развитые формы капиталистического хозяйства: железнодорожный и водный транспорт* кредитная система, специализированная торговля, средства связи. Эти отрасли являлись составной частью общероссийского капиталистического хозяйства. В них важные позиции занимало государство. В годы империалистической войны регулирующее воздействие государства значительно возросло. Произошло укрепление государственного уклада в экономической жизни края и его объединение с крупными акционерными железнодорожными обществами и коммерческими банками. Образовался государственно-монополистический уклад, отражающий наиболее высокую степень концентрации производства, сбыта, высокую степень зрелости капитализма. На предприятиях этого сектора были сосредоточены многотысячные коллективы рабочего класса, являвшиеся наиболее передовыми его отрядами в борьбе с буржуазией за победу пролетарской революции.

Проникновение русского и иностранного капитала в экономику Молдавии усиливало массовое разорение мелких производителей, их пауперизацию, обостряло классовые противоречия в городе и деревне, сопровождалось усилением ее зависимости от крупных монополий. Вырвать ее из всесильных лап монополий могла только социалистическая революция.

Если в 1913 г. в Бессарабии насчитывалось 14 566 торгово-промышленных предприятий, плативших дополнительный промысловый налог93, то в августе 1917 г. осталось 9769, т. е. за три военных года число торгово-промышленных предприятий сократилось на 33 %.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.