Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Победа Советской власти в Молдавии - Страница 7

Ления. Основная масса лиц наемного труда была занята на транспорте, мелких кустарных предприятиях, поденных работах, находилась на положенип прислуги у помещиков и торгово-промышленной буржуазии.

В 1913 г. из 20 тыс. рабочих, занятых в промышленности, на предприятиях, подчиненных фабрично-заводской инспекции, числилось только 3415 человек44. Огромная масса городской и сельской бедпоты работала прислугой у помещиков и капиталистов. По данным Кишиневской городской управы, в городе в 1910 г. имелось 12 тыс. прислуги 45.

В период империалистической войны и это незначительное количество фабрично-заводских предприятий еще более сократилось. Число действующих предприятий, подчиненных фабрично-заводской инспекции, за 1914—1916 гг. уменьшилось со 128 до 83, т. е. на 35%, а численность рабочих — с 3 тыс. до 1,8 тыс. человек, т. е. на 40% Кроме того, па предприятиях с числом рабочих от 5 до 20 (не подчиненных фабричной инспекции) было занято около 4 тыс. человек. Таким образом, на предприятиях Бессарабии с числом рабочих от 5 и больше насчитывалось около 6 тыс. человек.

Примерно такое же положение было и в левобережных районах Молдавии. Пролетариат и в этих районах был малочислен и распылен по мелким предприятиям. В Тирасполе в мае 1917 г. насчитывалось всего 800 рабочих с.

Во время войны получили некоторое развитие лишь отрасли, связанные с обеспечением нужд фронта. В Бессарабии и Тираспольском уезде на оборону страны работало 55 предприятий, из них 8 шерстопрядильных, 2 ватные фабрики, 4 кожевенных завода, 19 мельниц, 2 электростанции, 13 металлообрабатывающих заводов и мастерских, на них было занято в феврале 1917 г. 1685 рабочих46. К числу крупных и средних предприятий этого рода относился Тираспольский завод Московского акционерного общества «Динамо», который изготовлял гранаты, походные кухни и крючки для телеграфных и телефонных линий; здесь было занято 254 рабочих; Тираспольский механический и чугунолитейный завод, поставляющий армии походные кухни, где имелось 5447 рабочих. В Тираспольском уезде имелось еще два кирпично-черепичных завода, на них было занято 105 человек48. На Бендерской мельнице Бланк работало 114 человек и на механическом заводе бельгийского общества Кишиневского трамвая, где изготовлялись фугасные снаряды,— 90 человек 49. Крупным предприятием Приднестровья являлся Рыбницкий сахарный завод, насчитывавший 500 рабочих и.

После победы Февральской буржуазно-демократической революции капиталисты создавали в Молдавии для усиления своих позиций союзы. При их посредстве буржуазия стремилась подчинить себе мелких производителей и усилить эксплуатацию рабочего класса. Организаторами этих союзов выступала местная торгово-промышленная буржуазия. В Кишиневе были созданы союзы мясопромышленников, торговцев мануфактурой, владельцев хлебопекарен, печатного дела, совет акционерных банков и биржевой комитет. В Бендерах были созданы союзы садовладельцев и винопромышлешшков уезда, землевладельцев и арендаторов, торговцев кожевенпыми товарами.

В период, когда у власти находилось Временное правительство, прибыли капиталистов резко возросли. В 1917 г. доходы торгово-промышленной буржуазии Молдавии составляли 15 млн. руб., т. е. увеличились на 43% против 1916 г.50

В связи с сокращением вывоза зерна за границу и увеличением спроса па муку для нужд армии в Молдавии создалась блатоприятная обстановка для развития мукомольной промышленности — главной отрасли промышленности края. Решающую роль в этой отрасли играли владельцы крупных автоматических и паровых мельниц. Из производимых 147 мельницами 16 млн. пудов в год, учтенными переписью предприятий мукомольной промышленности в 1916—1917 гг., свыше 55% приходилось на 22 наиболее крупных предприятия51. Производство жизненно важного продукта питания — муки держала в своих руках буржуазия Молдавии. Она подчиняла себе по линии закупки сырья мелкого производителя — крестьянина, а по линии сбыта — трудящиеся массы города и деревни.

Другой важной отраслью народного хозяйства в крае являлась лесозаготовительная промышленность. Резкое увеличение темпов ее роста объясняется возрастанием спроса на лесоматериалы в связи с большим железнодорожным строительством, оборонными Сооружениями и изменением топливного баланса края. В 1913 г. Бессарабия получала по 5,6 млн. пудов каменного угля и кокса поставляемого по железной дороге. В связи с сокращением добычи каменного угля и загруженностью транспорта главным видом топлива для городов и промышленности края стали дрова. Спрос на них возрос, цены повысились. В связи с этим лесопромышленники стали расширять их заготовку.

Основная часть лесных богатств находилась в руках помещиков и монастырей. Из 247 тыс. десятин леса им принадлежала около 192 тыс.52 Молдавия ежегодно расходовала дров 121,5 тыс. куб. сажен, или 36 млн. пудов 53. Она поставляла большое количество дров также в Подольскую и Херсонскую губернии. В 1915 г. из Молдавии в Херсонскую губернию поступила 4729 тыс. пудов дров по железным дорогам, в Подольскую — 1305 тыс. пудов 54. Дрова в эти губернии доставлялись из Бессарабии и водным транспортом. Всего по Днестру в 1916 г. была перевезено 3475 тыс. пудов дров 55.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.