Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Покушение на миф - Страница 1

Андрей БАЛАБУХА

Покушение на миф,

Или

Жемчуга Клио

Издание осуществлено при поддержке Комитета по печати

И взаимодействию со средствами массовой информации

Санкт - Петербурга

ББК63.3 Б 20

Балабуха А.

G 20 Покушение на миф, или Жемчуга Клио / Книга исторических эссе/ СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2012,-672 с., 210ил.

ISBN 978-5-91844-037-7

Забудьте, чему вас учили в школе (но не всё!).

Не верьте «профессиональным» историкам (но не всем и не всегда!).

Не считайте учебник истиной в последней инстанции (все и всегда!).

История, конечно, наука, однако она перенасыщена мифами. Прошлое полнится людьми, безвинно проклятыми и оклеветанными или, наоборот, незаслуженно возвеличенными.

Проще всего, не задумываясь, верить школьному учебник у или даже историческому роману. Труднее (но зато и увлекательнее!) размашисто вы-черкивать из истории века п тысячелетия, объявляя бывшее небывшим, а выдумку — фактом. Но самое интересное — раскапывать правду, скрытую под привычным одеянием мифов, вольготно живущих на просторах многих стран и более чем трех тысячелетий.

Именно этому и посвящена книга известного петербургского писателя Андрея Балабухи, полностью оправдывающая свое название, ибо миф живуч: на него можно сколько угодно покушаться, но умрет он лишь в свой час и своей смертью...

ББК63.3

ISBN 978-5-91844-037-7

О Балабуха А. Д., текст, 2012 О НППЛ «Родные просторы», 2012

Пролог.

ЖЕМЧУГА КЛИО

Я думаю, — и это никому не мешает.

Поль ВАЛЕРИ1

Начнем с генеалогии.

Некогда, во времена глубоко довременные, от брака (о любви мифы умалчивают) бога небес Урана и богини земли Геи пошел обильный род титанов, циклопов и гекатонхейров; существами они все были прелюбопытными, отношения меж ними, как водится у родичей, складывались весьма разнообразные, но сейчас не о них речь. Нам с вами важно лишь, __,

Античная скульптура, траді I цион но сч I ітавшаяся бюстом Сенеки, но ныне идентифицирована как изображение Гесиода.

Что оказалась среди всего этого семейства некая тита-нида Мнемозина, ставшая вскорости богиней памяти. Впрочем, отличалась она не только памятливостью, но и красотой, — последнего обстоятельства любвеобильный бог Зевес обойти вниманием никак не мог, благодаря чему в положенный срок появились на свет девять сестричек-муз, с которыми за семь столетий до Рождества Христова познакомил человечество в первой своей поэме «Теогония» Гесиод2 из беотийской

Деревушки Аскры — второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода и первая достоверно известная личность в древнегреческой литературе.

Вышним изволением получив на откуп обширную сферу наук и изящных искусств, девять красавиц стали их покровительницами и вдохновительницами деяний ученых и прочей творческой интеллигенции. Старшая из сестер, Каллиопа, с неразлучными вощеными дощечками и стилом, взяла под крыло эпическую поэзию. Эвтерпа с флейтою в руке споспешествовала развитию поэзии лирической, тогда как Эрато навевала вдохновение творцам любовных и эротических стихов. Театральные жанры сестрицы также поделили без споров (во всяком случае, до нас не дошло никаких слухов о столкновениях при дележе сфер влияния). Талия, с комической маской в левой руке, пастушеским посохом или бубном в правой и венком из плюща на голове, взялась покровительствовать комедии. Рослая Мельпомена с повязкой-строфой на голове, в венке из виноградных листьев, облаченная в театральную мантию, на котурнах и с трагической маской в деснице, стала дамой-патронессой трагедии. Юная Терпсихора погру-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.