Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Политическая история современной России - Страница 7

Во главу угла экономических преобразований Горбачев поставил новую инвестиционную и структурную политику, которая предполагала перенести упор с нового строительства на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий и производств, покончив тем самым с разорительной практикой «долгостроев» и «незавершенок». Задачей N 1 было признано ускоренное развитие машиностроения, в котором усматривалась основа быстрого перевооружения всего народного хозяйства.

Программа ^(ускорения» предполагала опережающее (в 1,7 раза) развитие машиностроения по отношению ко всей промышленности и достижение им мирового уровня уже в начале 90-х годов. Газета «Правда» стала посвящать машиностроению львиную долю своих материалов, в том числе передовиц, одна из которых венчалась боевым лозунгом: «Машиностроители! За вами — решающее слово в техническом перевооружении народного хозяйства! Быстрее создавайте высокопроизводительные машины и оборудование!». Но ни в одном из партийных документов, ни в одном из официальных расчетов не говорилось, что для достижения поставленной цели — «догнать Америку» за пять лет в важнейшей промышленной отрасли — необходимо было, чтобы производство оборудования для самого машиностроения развивалось в сравнении с ним еще в два раза быстрее. Советской экономике это было совершенно не под силу. Предпринятые массированные денежные, в том числе валютные, вливания в машиностроение не дали эффекта ни через год, ни через два после провозглашения его приоритетным, но серьезно подорвали казну и только усилили товарный голод, который-то в глазгіх простых людей и был главным показателем экономического кризиса в СССР.

В типично хрущевском духе была вьщержана и провозглашенная Горбачевым школьная реформа, главной задачей которой было всеобщее компьютерное обучение школьников. Явно подразумевалось, что выпускники в результате подобной «революционной» школьной реформы сразу встанут вровень с «беловоротничковым» рабочим классом стран Запада и создадут прочную кадровую базу научно-технического прогресса. Из виду была упущена самая «малость»: советская промышленность не могла произвести и толики компьютеров, необходимых для радикальной реформы. Школьная реформа испустила дух уже через несколько месяцев после ее провозглашения.

Хрущевскому и, в еще большей мере, андроповскому подходу отвечали методы, при помощи которых Горбачев и его окружение намеревались реализовать программу «ускорения» социально-экономического развития. Упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины, улучшение работы с кадрами, а также на жесткий контроль над произведенной продукцией. На апрельском пленуме слово «дисциплина» употреблялось даже чаще, чем слово «гласность», риторика Горбачева создавала впечатле-14 ние, что именно дисциплина сыграет роль приводного ремня ускорения: «... только за счет того, что коллективы и их руководители как-то подтягиваются, начинают лз^чше работать, удается в короткий срок поднять производительность труда в таких размерах, которые порой сопоставимы с плановыми заданиями на целую пятилетку». Горбачеву удалось найти такие формулировки закрепления дисциплины, которым мог позавидовать и Андропов: «Особенно актуален сегодня вопрос об зчсреплении порядка и дисциплины... И здесь прежде всего нужно строже спрашивать с руководителей коллективов, которые несут персональную ответственность за дисциплину... каждый должен заниматься своим делом, добросовестно выполнять свои прямые обязанности». «Каждый должен заниматься своим делом», — именно эта фраза была с наибольшей готовностью подхвачена советско-партийной и хозяйственной номенклатурой, увидевшей в горбачевском курсе усиление командно-административных приемов «совершенствования социализма».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.