Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Политика раскрестьянивания в Сибири - Страница 14

В вышеуказанном постановлении Совета Министров СССР регионам рекомендовалось «некоторое повышение» заготовительных заданий производить за счет досрочного погашения задолженностей или авансовой сдачи натуроплаты. Однако местные власти игнорировали данную рекомендацию и, невзирая на законодательно установленные нормы, увеличивали колхозам задания по обязательным поставкам. Повышались также планы сбора натуроплаты текущего года^. Помимо вышеуказанных новаций в 1948 г. были изменены сроки выполнения годовых заданий по хлебопоставкам. Колхозы Сибири теперь обязывались в августе сдать 15%, в сентябре - 50 и в октябре - 35% от их объема. Срок окончания хлебозаготовок соответственно переносился с 1 декабря на 1 ноября^"*.

Система организации хлебозаготовок, основанная на доведении до колхозов завышенных заготовительных заданий, позволяя выполнять задания Родины и рапортовать И. В. Сталину о достигнутых успехах, подрывала экономику колхозов и лишала их каких-либо материальных стимулов для расширения зернового производства. В связи с этим в 1950 г. лидеры правящего режима решили отказаться от подобной практики. С этого года в постановлениях Совета Министров СССР об утверждении региональных планов вновь появляется запрет налагать на колхозы задания по поставкам и погашению недоимок, превышающие государственный план, а также заставлять их сдавать натуроплату авансом в счет будущего года.

Однако дальнейших шагов на пути стимулирования зернового хозяйства сделано не было. Зернопоставки по-прежнему оплачивались по ценам, возмещающим лишь незначительную часть производственных затрат. Завышенными оставались расценки на услуги МТС. Продолжалась практика принятия колхозами «повышенных социалистических обязательств» по хлебосдаче. После выполнения заготовительных заданий многие хозяйства оставались с минимальными запасами хлеба. Но, как и прежде, из оставшегося зерна следовало в первую очередь создать семенные и страховые фонды. ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР в постановлении от 15 июля 1952 г. признали недопустимой практику распределения колхозных доходов, «когда после выполнения обязательств перед государством почти все зерно, картофель и другие сельскохозяйственные продукты и значительная часть кормов распределяются по трудодням, в результате чего колхозы не создают в необходимых размерах семенные, фуражные, страховые фонды»^^. При этом перечисленные фонды далеко не всегда оставались в распоряжении колхозов. Центральные и местные власти могли обязать их обладателей позаимствовать продовольствие или семена недородным хозяйствам^*^.

Налогово-податной пресс тормозил темпы развития зернового хозяйства и негативно влиял на экономику колхозов и материальное положение колхозников. В колхозах Западной Сибири площадь посевов, занятых зерновыми культурами, в 1953 г. превысила довоенный уровень лишь на 3%, в Восточной Сибири - на 1%. Среднегодовой валовой сбор зерновых в 1949 - 1953 гг. в регионе в целом был на 6% ниже, чем в неурожайном 1940 г.^^ В наиболее благоприятном из послевоенных 1950 г.

Размеры средней выдачи колхозникам Сибири зерна на трудодни существенно уступали уровню, достигнутому в лучшие предвоенные годьг^. Хлебозаготовки 1951 и 1952 гг., проведенные в условиях сильных неурожаев, вновь поставили колхозников региона на грань голода, от которого их спасли лишь выданные государством продовольственные ссуды^^. Однако размеры государственной помощи были недостаточными и обеспечивали лишь полуголодное существование ее получателей.

В начале 1950-х гг. зерновое хозяйство переживало кризис не только в Сибири, но и в стране в целом. Для обеспечения поступательного развития отрасли пришедшие к власти после смерти И. В. Сталина руководители Советского государства приняли решение снизить тяжесть ее налогово-податного обложения и повысить материальную заинтересованность колхозов и колхозников в производстве зерна. В рамках реализации данного курса в конце 1953 г. были снижены нормы обязательный поставок, установлены твердые, единые для каждого района погектарные нормы, повышены государственные заготовительные цены, подешевели услуги МТС; остающийся в колхозах после выполнения плана госпоставок и расчета с МТС хлеб стал закупаться по существенно увеличенным ценам^^. Проведенные меры способствовали укреплению экономики колхозов, улучшению материального положения жителей деревни и стимулировали расширение производства хлеба. Однако к полному решению зерновой проблемы в СССР они так и не привели.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.