Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Политика раскрестьянивания в Сибири - Страница 8

Размеры обязательных поставок зерна колхозами исчислялись с каждого гектара закрепленной за ними пашни, включая огороды^, исходя из порайонных годовых норм, устанавливаемых как в целом для всех зерновых культур, так и отдельно для пшеницы, ржи, бобовых, гречихи и проса"^. Хозяйства, проводившие все сельхозработы самостоятельно, должны были сдавать зерна на 20% больше, чем колхозы, обслуживаемые МТС. Такая же надбавка налагалась на колхозы, начисленная натуроплата которым составляла менее 20% от предъявленного им объема поставок. Регламентировались базисные кондиции сдаваемого государству хлеба. Зерно, незначительно превышающее их по сорности, влажности и т. п., принималось со скидкой веса или приемной цены, а существенно превышающее - не принималось вообще. Замена сдачи ОДНИХ культур другими могла производиться только с санкции Совета Министров СССР. «В исключительных случаях» союзное правительство разрешало сдавать вместо зерна другие сельхозпродукты.

Поставки хлеба колхозами должны были осуществляться в строгом соответствии с установленными для каждого региона календарными сроками. Хозяйства Новосибирской области, как и других областей и краев Сибири, обязывались в августе сдать 15%, в сентябре - 35, в октябре - 40 и в ноябре - 10% от объема исчисленных для них поставок^. При этом хлеб на государственные приемные пункты должен был доставляться силами самих колхозов. Вывоз зерна на транспорте МТС и других государственных предприятий стоил им скидок с веса принимаемого зерна или оплаты натурой. Сдача хлебопродуктов в счет поставок оплачивалась по ценам, которые были значительно ниже себестоимости их производства^.

При несвоевременном выполнении надлежащего объема поставок колхоз получал предупреждение о необходимости исправления ситуации в десятидневный срок. Если через десять дней необходимое количество хлеба так и не было сдано, районный уполномоченный Министерства заготовок обязывался организовать проверку причин образования недоимки. При отсутствии в хозяйстве зерна невыполненные объемы поставок записывались как задолженность, которая погашалась из последующих урожаев. Если райуполминзаг определял, что задержка хлебосдачи произошла «намеренно», то по итогам проверки составлялось представление областному прокурору, который, в свою очередь, решал вопрос о привлечении правления колхоза к суду. Суд принимал решение о взыскании натурой несданной части зерна, а также о наложении на колхоз денежного штрафа в размере стоимости этого зерна, исчисленного по государственным закупочным ценам.

Со времени введения в качестве основной государственной хлебной подати обязательных поставок в СССР действовал законодательно установленный запрет^ местным органам власти налагать на сдатчиков зерна какие-либо дополнительные заготовительные задания, в т. ч. в форме «встречных планов»^. Однако Верховная власть страны, установив данный запрет, сама его не соблюдала. В довоенный период своеобразной формой дополнительного заготовительного задания являлся т. н. хлебоза-куп, который от имени государства осуществляла потребительская кooпepaция^. Во время Великой Отечественной войны система «встречных планов» была фактически реанимирована в форме принимаемых регионами, районами и хозяйствами «повышенных социалистических обязательств» по хлебосдаче. Кроме того, с 1942 по 1945 г. включительно колхозы получали задания по сдаче зерна в «Фонд Красной армии»

Значительные объемы зерна у колхозов отчуждались в качестве имеющей исключительно натуральную форму оплаты за работы, производимые МТС. За комбайновую уборку и молотьбу машинами МТС с хозяйств взималась фиксированная доля намолота. Другие виды сельхозработ оплачивались по плавающим расценкам, которые привязывались к семи разрядам урожайности^^ Хозяйство, отнесенное в более высокий разряд, платило МТС больше. При этом, как правило, все колхозы района относились к одной группе урожайности, и лишь только «в случае крайней пестроты урожая» допускалось отнесение отдельных хозяйств района к другим группам. Предполагаемый средний сбор с одного гектара в колхозе устанавливался методом видовой оценки, т. е. непосредственно на поле в момент созревания зерна. Возможные впоследствии потери от неблагоприятных погодных условий и несовершенства техники во внимание не принимались. Из сведений, полученных в отдельных хозяйствах, выводилась средняя урожайность по району. Порайонные данные, помимо их использования для установления разрядов оплаты услуг МТС, служили единственным основанием для определения валового сбора зерновых в регионе и стране в целом и соответствующего планирования хлебозаготовок. Иные методы сбора статистических сведений были запрещены в законодательном порядке

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.