И тем не менее, машина Ньюкомена была далека цо совершенства Онапре-обрааовывала в механическую энергию всего лишь около 1 % тепловой энергии и как следствие, пожирала огромнов количество топлива что, впрочем, не имело особого значения когда машина работала на угольных шахтах
В целом машины Ньюкомена сыграли огромную роль в сохранении угольной промышпенносп" с их помощью удалось возобновить добычу угля во многих 38-тегленных шахтах
Проект гереой в мире гаровой машины способнойнепооредственнопри-водить в действие любые рабочие мех - низмы предложил 25 апреля 1763 года русский изобретатель И М Ползунов механик на Колывано-Воскресенских горнорудных заводах Алтая Проект гопал на стол к начальнику заводов, который одобрил его и отослал в Пеіербург. откуда вскоре пришел огвэт • Сей его еымысл за новое изобретение почесть должно» Паровая машина Ползунова получила признание
Ползунов предлагал построить вначале небольшую машину на которой можно было бьі выявить и устранить есе недостатки неизбежные в новом изобретении Заводское начальство с этим не согласилось и решило строить сразу огромную машину для мощной воздуходувки Постройку машины поручили Полэуноеу. в помощь которому были выделены - не знающие, но только одну склонность к тому имеющие из здешиих мастеровых двое» да еще несколько подсобных рабочих
С этим «штатом» Ползунов приступил к постройке своей машины Строилась она год и девять месяцев Когда машина уже прошла первое испытание, изобрэтатель Заболел скоротечной чахоткой и за несколько дней до завершающих испытаний умер
23 мая 1766 года ученики Ползунова Левзин и Черницын одни приступили к последним испытаниям гаровой машины В «AHeeHon записке - от 4 июля было Cfr-
Схема паровой машины двойного действия Дж. Уатта
Корсмысло


Ч сео«й паровой йзшкпьі
Мечено -'Исправное машинное действие-а 7 авг/ота 1766 год-т вся установка — паровая машина и мошная воздуходувка — была сдана е экспликацию
Всего за три месяца работы машина Полауиова не только оправдала все затраты на ее постройку в сумме 7233 рублей 55 копеек но и дала чистую прибыль е 12640 рублей 23 копеек
10 ноября 1766 года когеп дал течь, и машина остановилась Несмотря на то что эту неисправность можно было легко устранить, заводское начальстео. не за-интересованюе в механизации забросило творение Полэунова
В lesewe последующих тридцати лет машина бездействовала ав 1779годутстг-дешние управители алтайских заводов отдали распоряжение машину разобрать ¦¦находящуюся при оной фабрику разломать и пес употребить на что годен ^двт-Гримерно в эго же еремя в Англии над созданием паровой машины работал шотландец Джеймс Уатт
Начиная с 1763 года он занимался усо-вершенствоеанием малоэффективной гароатмосферной машины Ньюкомена которая, е общем-го годилась только для перекачиваы'.ц еоды Ему было ясно, что основной недоствток машины Ньюкомена состоял в попеременном нагревании и охлаждении цилиндра Каким же образом избежать этого? Ответ пришел к Уатту воскресным весенним днем 1765 года Он пенял чго цилиндр может постоянно оставаться горячим если до конденсации отводить пар в отдельный резервуар через трубопровод с клапаном Более того, цилиндр может оставаться горячим, а конденсор холодньім если снаружи их покрыть теплоизоляционным материалом Кроме того Уатт сделап еще несколько усовершенствований окончательно превративших пароатмосферную машину в паровую В 1766 году он подал прошение о патенте на свое изобретение Патентен получил но построить паровую машину ему долго не удавалось И только в 1776 году паровая машина Уатта была наконец построена и успешно прошла испытание Она оказалась вдвое эффективнее машины Ньюкомена