Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Правые и не-правые - Страница 6

При этом, хотя семеро из девяти судей были назначены президентами-республиканцами. Республиканская партия не сумела подчинить себе Верховный суд, который фактически осуществляет в нашей стране социальную, моральную и культурную революцию.

Поневоле возникают зловещие ассоциации с Римом: упадок религии и морали, развращение класса деловых людей, деградация и разрушение культуры... Многие из старинных церквей Америки ныне опустели. Католическую церковь, наиболее многочисленную по числу прихожан, раздирают склоки, ересь и откровенное неверие.

Тем не менее, если судить по вашингтонским меркам (с позиции силы), «сострадательный консерватизм» Джорджа Буша торжествует. В 2004 году республиканцы контролировали обе палаты и в целом доминируют в Конгрессе уже на протяжении десятилетия.

С поражения Голдуотера в 1964 году республиканцы одержали победу на семи из десяти президентских выборов и стали «американской партией». Сегодня кажется, что страна едина с партией ничуть не меньше, чем в «ревущие двадцатые», когда у руля стояли Гардинг и Кулидж. Но победа досталась дорогой ценой — отказом от принципов.

Исторически республиканцы являлись партией консервативных ценностей — сбалансированного бюджета, здорового скептицизма по отношению к войнам за рубежом, приверженности традиционным добродетелям и яростного сопротивления возрастанию власти государства и превращению страны в мировую империю. Все это осталось в прошлом. Чтобы завоевать места на самом верху, многие продали души тому дьяволу, с которым клялись бороться не покладая рук.

Партия приняла «новоимперскую» внешнюю политику, которую отцы-основатели сочли бы отступлением от веры. Партия отринула философию Тафта, Гол-дуотера и Рейгана и превратилась в партию «большого правительства», за которую долго ратовали рокфеллеровские республиканцы, прежде изгонявшиеся консерваторами из храма. Многие республиканцы отказались от стремления сделать Америку страной, нечувствительной к цвету кожи, и принялись скрещивать шпаги в культурных войнах.

В Вашингтоне не осталось консерваторов. Те, кому надлежало быть сторожевыми псами ортодоксии — консервативные мыслители и политики, — оказались не менее податливыми в вопросах соблюдения партийной линии, чем кардинал Лоу в его борьбе с хищными клириками Бостонской епархии.

Консерватизм, которому учили такие лидеры двадцатого столетия, как Роберт Тафт, Барри Голдуотер, Рональд Рейган и Джесс Хелмс, увы, мертв. Через сорок лет после того, как консерваторы подчинили себе партию на съезде в сан-францисском «Cow Palace», через десять лет после «республиканской революции» 1994 года, что они могут предъявить, кроме председательства в сенатских комиссиях и министерских портфелей?

«Великая старая партия» может быть рейгановской в налоговой политике, но она — вильсоновская в политике внешней, рузвельтовская в политике торговой и джонсоновская в политике бюджетной. Прагматизм во всем — таков девиз сегодняшнего дня. Современную философию республиканцев можно свести к следующему положению: «К черту принципы; значение имеет только власть, которая принадлежит нам, а не им».

Однако принципы имеют значение. История учит, что если мы предаемся порокам республики и полдаем-ся искушению покупать голоса общественными деньгами, дабы отвлечь население «хлебами и зрелищами» и дабы вести имперские войны, мы тем самым разрушаем всякую надежду на лучшее будущее. И точно так же, как настал день расплаты для Линдона Джонсона, проводившего политику «масла и винтовок», придет день, когда петух пропоет и для Джорджа У. Буша.

В 1960 году Барри Голдуотер огляделся вокруг и в своем «Признании консерватора» произнес слова, которые я охотно повторяю сегодня:

«Я обвиняю консерваторов - нас - себя. Наши неудачи... суть неудачи всего консервативного движения. Мы, консерваторы, убеждены в том, что наше общество серьезно больно, мы знаем, что консерватизм есть залог спасения нации, мы верим, что страна нас поддерживает, — и все же мы не в состоянии продемонстрировать пригодность консервативных ценностей для нужд сегодняшнего дня.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.