Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Путь к себе - Страница 1

Путь к себе - Страница 1
Путь к себе - Страница 1Путь к себе - Страница 1

Москва 2000



Сто дней одного века. М.: АНО РИА «Общая газета», 2000. - 416 с.: ил.



ISBN 5 901516-01-Х



Книга «Сто дней одного века» основана на материалах одноименной рубрики, которую «Общая газета» вела на протяжении двух лет. Выдающиеся политики, деятели науки и культуры - от Михаила Горбачева до Виктора Астафьева, от Гельмута Коля до Станислава Лема, от Евгения Евтушенко до Нила Армстронга - авторы уникального календаря XX столетия, комментаторы и очевидцы ста главнейших событий уходящего века.



© «Общая газета», 2000



© Ю. Соломонов, И. Медовой, В. Эрлихман, идея, составление, 2000 © А. Костриков, дизайн, 2000



Путь к себе



Егор ЯКОВЛЕВ



7ІАВНЫЙ РЕДАКТОР «ОБЩЕЙ ГАЗЕТЫ»



Минувший XX век отличали, на мой взгляд, две существенные особенности.



Его предшествие озаряли самые невероятные надежды на переустройство мира, человечества, многими владела непоколебимая уверенность в том, что только руку протяни и восторжествует социальная справедливость, всеобщее благоденствие. Соображений было хоть пруд пруди, а их глашатаев - целый леги-эн. Это теперь вызывает улыбку письмо-напоминание Карлу Марксу от его издателей: если задержите сдачу рукописи очередного тома • Капитала», то нам придется заказать ее другому автору. И нашелся бы, скорей всего, автор, и сочинил бы непременно. Ворота XX века были так широко распахнуты для социальных экспериментов, что в них вошли, не стесняя друг друга, и социализм, и фашизм...



Так было в начале века. А прощаемся мы с ним, встречая третье тысячелетие, свободными. от социальных проектов и зуда немедленных общественных преобразований. Сегодня мы не можем назвать ни одной социальной конструкции, которая будоражила бы умы, звала людей к объединению. Согласитесь, что - - же государства, не подверженные в про-сстые годы страшным потрясениям - те же '"ТА. развитые европейские страны, - ни на окую социальную теорию в своем развитии не опираются.



Мне могуг возразить, напомнив о демократии: ради нее много ломалось копий, а еще больше говорилось. Но демократия - это отнюдь не рецепт для построения нового мира. В самом оптимальном варианте она исполняет роль инструмента для более или менее цивилизованных взаимоотношений.



Итак, разрыв в сто лет. Разрыв между прошлым. и теперешним. Он вместил в себя все невероятные потери самого жестокого в истории человечества века - ДВАДЦАТОГО. Две мировые войны, неисчислимость колониальных поножовщин, весь земной шар искромсан траншеями, которые наполнялись телами погубленных, ни в чем не повинных людей. Число жертв прямо пропорционально способу мышления в этом веке. Речь никогда не шла о человеке, все рассматривалось в масштабе масс, классов, нации. Век растер и тех, кто были авторами этих исторических потрясений.



Так стоит ли удивляться, что ныне принудительная переделка мира вызывает общий протест, а революции воспринимаются как народные бедствия. Безумцу же, готовому навеять человечеству «сон золотой», уготовлено место там, где и положено находиться безумцам. Все это так. Будь иначе, мы бы лишились фундамента собственного мышления - это опыт и память.



И все-таки было бы нечестным умолчать о том разочаровании, которое переживают многие и очень многие. Им кажется, что с не-



Ба исчезла путеводная звезда, что утрачены и цель жизни, и надежды на будущее. Мы привыкли, выросли, оформились и состарились на том, что в качестве непременного приложения к путевке в жизнь принимаем па себя обязательства отгрохать страну Солнца или хотя бы город. Да, скорей всего, нас испортили от момента рождения и делали это многие годы вслед, если не умеем - не научились - радоваться жизни, которая дается человеку так ненадолго и лишь однажды.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.