Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Путь в ракетной технике - Страница 5

ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Дипломник Ленинградского университета В. П. Глушко был приглашен в ГДЛ для реализации идей, изложенных им в спецчасти своего дипломного проекта под названием “Металл как взрывчатое вещество”. Его работа была рассмотрена в Москве профессором М. В. Шулейкиным и в Ленинграде инженером Н. И. Тихомировым. Заключение по работе было положительным, и было принято решение создать группу под руководством В. П. Глушко, организаци-

Онно подчиненную Газодинамической лаборатории, которую возглавлял Н. И. Тихомиров.

Группе было предоставлено помещение, оборудование, импульсная установка и приборы в только что выстроенном корпусе “Лаборатории миллион вольт” в Лесном под Ленинградом, рядом с главным корпусом Физико-технического института А. Ф. Иоффе.

В 1929-1930 гг. теоретически и экспериментально была доказана в принципе работоспособность электрического ракетного двигателя, использующего в качестве рабочего тела твердые или жидкие проводники (непрерывно подаваемые металлические проволоки либо жидкие струи), взрываемые с заданной частотой электрическим током в камере с соплом. К разделенным изолятором форсунке и корпусу камеры двигателя подводились провода от электрической импульсной установки большой мощности, основными элементами которой являлись высоковольтный трансформатор, четыре выпрямителя и масляные конденсаторы. Взрыванию подвергались нити из углерода, проволоки из алюминия, никеля, вольфрама, свинца и других металлов, а также жидкости: ртуть, электролиты (вода, подкисленная сульфидом меди или азотной кислотой либо и тем, и другим).

Для подачи рабочего тела в камеру сгорания ЭРД были разработаны специальные приспособления, названные карбюраторами. За период с октября 1929 г. по январь 1930 г. были разработаны три вида карбюраторов: проволочный, жидкостный и ртутный. При нормальной работе карбюратора частота взрывов доходила до 25 с-1. Процессы взрыва металлов или жидкостей фотографировались кинокамерами через светофильтр.

Изучались как одиночные электровзрывы жидких и твердых проводников, так и серии взрывов при непрерывной подаче рабочего тела. Вначале электровзрывы проводились в открытом пространстве, затем в камере с соплом. Весной 1930 г. работы по ЭРД были временно прекращены и возобновились лишь в октябре 1932 г. В начале 1933 г. в помещении Иоанновского равелина была собрана более мощная импульсная установка, на которой была произведена серия испытаний ЭРД.

Работал на этой установке талантливый инженер В. С. Соколов.

Необходимо отметить, что 23 марта 1931 г. В. П. Глушко подал заявку в Комитет по изобретениям на изобретение “Ракетный двигатель”. В заявке указывалось, что ЭРД предлагается использовать “для летательных аппаратов, получающих разгон на Земле”, и что предметом патента является “реактивный двигатель, характеризующийся применением в качестве отброса взрываемого в камере сгорания с помощью электрического заряда какого-нибудь электропроводящего вещества”. Патент на это изобретение был получен 9 октября 1931 г.

В 1932-1933 гг. окончательно определилась конструкция ЭРД. Он представлял собой камеру, в которую подавалась проволока, предназначенная для взрывания. Форсунка для подачи проволоки одновременно являлась одним из полюсов электрической цепи, вторым полюсом служил корпус камеры. Между форсункой и камерой устанавливался изолятор. Весь двигатель имел длину 90 мм.

В этот период проводились испытания ЭРД с соплом на баллистическом маятнике. Было практически подтверждено, что скорости истечения продуктов электровзрыва, несмотря на потери, могут достигать десятков километров в секунду. Однако в это время велись интенсивные работы по ЖРД с подготовкой к первым официальным сдаточным испытаниям, поэтому работы по ЭРД были вновь отложены. В. П. Глушко вернулся к тематике ЭРД только спустя несколько десятков лет, и то ненадолго.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.