Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Путь в ракетной технике - Страница 6

Таким образом, В. П. Глушко был создан первый в мире электротермический ракетный двигатель. Своим рождением он на треть века опередил ход развития науки и техники. Практическое применение ЭРД в космонавтике возможно лишь после выхода летательного аппарата на космические орбиты. Причина в малой тяге, развиваемой этими двигателями. В настоящее время электроракетные двигатели различных типов нашли практическое применение в космических аппаратах для коррекции траектории полета, для дальних межпланетных полетов.

В. П. Глушко так вспоминал это время: “Вскоре стало ясно, что при всей перспективности работы по созданию ЭРД являются лишь следующим этапом освоения космоса, а чтобы выйти в космос необходимо преодолеть первый этап, указанный Циолковским. Поэтому с начала 1930 г. основное внимание было посвящено разработке ЖРД”.

ПЕРВЫЕ ЖИДКОСТНЫЕ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ СЕМЕЙСТВА ОРМ

В 1930 г. были начаты работы по конструкторской и экспериментальной отработке отдельных элементов конструкции ЖРД. Были разработаны и проверены в двигателях с шашечным бездымным порохом экспоненциальные профилированные сопла, обеспечивающие минимальные потери удельной тяги. Стендовые испытания проводились на дифференциальном баллистическом маятнике. Шашки медленно горящего пороха сжигались в камере сгорания, снабженной двумя сменными противоположно направленными сравниваемыми соплами. Исследовалось влияние конструктивных элементов сопла на работу реактивного двигателя. При сжигании в камере сгорания бездымных пороховых шашек был получен удельный импульс тяги 200 с1 при средней тяге 143 кгс.

В. П. Глушко впервые были предложены и в дальнейшем исследованы в качестве окислителей для жидкостных ракетных двигателей азотная кислота, ее растворы с азотным тетрокси-дом, перекись водорода, хлорная кислота, тетранитрометан и их растворы друг в друге, а в качестве горючего - бериллий, трехкомпонентное топливо - бериллий с кислородом и водородом, диспергированные в жидком горючем бериллий, литий, бор и алюминий, пороха с диспергированным в них бериллием и др.

В 1930 г. также была проведена экспериментальная отработка керамической теплоизоляции для камер сгорания на образцах и в реактивных камерах сгорания, работавших на бездымном шашечном порохе с температурой сгорания око-ло 2300 °С. Теплоизоляция наносилась на внутреннюю поверхность камеры сгорания в тестообразном состоянии, после чего высушивалась в термостате. Испытывалось множество рецептур термоизоляционных покрытий. Наилучшие результаты были получены для термоизоляционных покрытий, состоящих из двуокиси циркония, окиси магния с растворимым стеклом и наполнителями. Одновременно рассматривались вопросы теплопотерь и охлаждения ЖРД.

В 1930-1931 гг. в ГДЛ были разработаны и изготовлены первые в СССР жидкостные ракетные двигатели: ОРМ (опытный ракетный мотор), ОРМ-1 и ОРМ-2. В 1931 г. проведено 47 стендовых огневых испытаний жидкостных ракетных двигателей ОРМ и ОРМ-1.

Экспериментальный жидкостный ракетный двигатель ОРМ-1 предназначался для кратковременной работы на жидком топливе: азотном тетроксиде с толуолом или жидком кислороде с бензином. При работе на жидком кислороде и бензине при давлении несколько атмосфер двигатель должен был развивать тягу до 20 кгс. Внутренние поверхности стальной камеры сгорания и сопла ОРМ-1 плакировались красной медью. В головке камеры сгорания на одной окружности располагались шесть струйных форсунок - по три для окислителя и горючего. Медные поверхности форсунок должны были иметь гальваническую позолоту для обеспечения коррозионной стойкости в компонентах топлива.

На входе в форсунки окислителя и горючего устанавливались пружинные обратные клапаны с сетчатыми фильтрами. Камера сгорания снабжалась набором сопел с диаметром отверстия 10, 15, 20 мм. Охлаждение двигателя производилось водой, заливаемой в рубашку; зажигание - с помощью смоченной спиртом ваты, уложенной в камеру сгорания и поджигаемой бикфордовым шнуром. Подача компонентов топлива из баков в двигатель осуществлялась сжатым азотом. Двигатель должен был испытываться соплом вверх. Чертежи двигателя ОРМ-1, состоящего из 93 деталей, были выпущены к концу 1930 г., но производство деталей шло медленно.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.