Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Путь в ракетной технике - Страница 7

8 апреля 1931 г. президенту Главной палаты мер и весов профессору М. А. Шателену было направлено письмо с просьбой дать распоряжение о позолочении деталей двигателя. Глушко сам отвез это письмо вместе со стальными и медными деталями ОРМ-1.

Еще 25 февраля 1931 г. В. П. Глушко составил своеобразный план деятельности на ближайшее время, в котором предусмотрел этапы разработки экспериментальных двигателей ОРМ-1...ОРМ-5 с описанием их конструктивных особенностей и отличий.

В связи с задержками в изготовлении ОРМ-1 был спроектирован, изготовлен и в 1931 г. первым испытан более простой по конструкции двигатель ОРМ, работавший на унитарном жидком топливе - растворах толуола, бензина в азотном тетроксиде. Двигатель состоял из стальной камеры объемом 140 см3. Он был снабжен сменными соплами, прибором для измерения максимального давления, предохранительным клапаном, элек-тропирозажигательным устройством. ОРМ развивал тягу до 6 кгс и использовался для изучения условий безопасной работы с жидким монотопливом. Это были первые в нашей стране двигатели на жидком топливе, испытанные на стенде. В ходе испытаний было установлено, что двигатели этого класса склонны к взрыву, и определены пути решения проблемы надежности работы двигателей этого класса. Выбор был сделан в пользу двухкомпонентных топлив.

Надо отметить, что поскольку разработка новых конструкций требовала проведения большого объема конструкторских и экспериментальных работ, а возможности для этого были весьма ограниченные, не все замыслы были реализованы в полном объеме. Так, например, экспериментальный двигатель ОРМ-2 с цельноструйными щелевыми форсунками, со статическим охлаждением водой и частично динамическим охлаждением топливом камеры сгорания, с цилиндрическим соплом и зажиганием искровыми свечами от магнето хотя и был изготовлен в 1931 г., но не испытывался, поскольку из-за задержек в его изготовлении результаты уже проведенных испытаний ОРМ-1 показали необходимость перехода к новым конструкциям.

Практически аналогична и судьба разработки двигателя ОРМ-3. Его схема была разработана и описана в 1930 г. В двигателе обеспечивалось самоустанавливающееся постоянное давление в камере сгорания при переменной тяге, он имел экспоненциальное сопло и внутреннюю термоизоляцию камеры сгорания. Впервые для ОРМ-3 было предложено самовоспламеняющееся топливо, обеспечивающее химическое зажигание. Переменный режим по тяге достигался за счет изменения расхода топлива, при этом в конструкции двигателя предусматривалось подвижное сопло. Но в связи со сложностью реализации этой схемы на практике начали с отработки отдельных элементов и решений, а в итоге двигатель ОРМ-3 в целом построен и испытан не был, так как накопившийся опыт по ЖРД ОРМ и ОРМ-1 привел к созданию других конструкций.

В эти годы не только шла разработка конкретных конструкций двигателей, но и велись работы по перспективным конструкциям. Так, в 1931 г. впервые была предложена карданная подвеска двигателя с насосными агрегатами, а в 1931-1932 гг. были разработаны и испытаны экспериментальные поршневые топливные насосы, приводимые двигателем, в который поступал газ, отбираемый из камеры сгорания ракетного двигателя.

20 мая 1931 г. в работе «Значение ракетной проблемы» начальник ГДЛ Б. С. Петропавловский пишет: «Основной задачей при разработке ракетной проблемы является задача создания мощного и надежно действующего ракетного мотора на жидком топливе. Разрешить этот вопрос - значит разрешить всю проблему... Вопрос о создании ракетного мотора является весьма трудным в техническом отношении вопросом. Ракетный мотор на жидком топливе - это мотор современно наиболее передовой техники».

Однако сил для решения сложных проблем по разработке ЖРД во II секторе ГДЛ было немного. Это подтверждает доклад одного из проверяющих работу ГДЛ от апреля 1931 г.: «1-й квартал. 2-й сектор. Здесь мало сотрудников. Его же задачи огромны для обороны. Намеченный план сектор выполнил. Частично на работе сектора сказывается отсутствие возможности быстрой доставки на НИАП* жидкостей, необходимых для работы сектора».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.