Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Развитие самолетов мира - Страница 10

Честь постройки и испытания с пилотом на борту первого в мире самолета с паровым двигателем принадлежит кадровому офицеру русского морского флота Александру Федоровичу Можайскому. Его самолет был построен в 1883 г. Испытания проводились в 1884 г. под Санкт-Петербургом в Красном Селе.

9 (21) ноября 1883 г. В. Д. Спицын в сообщении «О воздухоплавании при помощи аппаратов тяжелейших воздуха», прочитанном в «Собрании г. г. членов Императорского русского технического, Императорского русского географического и физико-химического обществ», так охарактеризовал положение дел со снарядом капитана 1-го ранга Можайского: «Модель снаряда Можайского летала еще в 1877 году со скоростью 17-ти фут... в секунду.

Снаряд капитана 1-го ранга Можайского в настоящее время уже окончен в натуральную величину и будет приводиться в движение с помощью двух паровых машин» [21, с. 21].

Можно ручаться за абсолютную достоверность этого сообщения. Очевидно, что столь высокое собрание уважаемых ученых ведущих Российских научных обществ требовало от докладчика (к тому же друга и соратника А. Ф. Можайского) скрупулезной точности в освещении фактов, не говоря уже о том, что многие из присутствующих на докладе ученых и военных были хорошо осведомлены о состоянии дел с самолетом Можайского. Из сообщения В. Д. Спицына ясно и то, что самолет Можайского хотя и был построен, но к 21 ноября 1883 г. еще не испытывался. Испытания не могли проводиться и позднее —¦ в декабре или январе — в ненастную петербургскую зиму 1883—1884 гг. Первые испытания самолета Можайского были проведены лишь в 1884 г., о чем говорят публикации современников Можайского — В. Ф. Найденова, Н. А. Япука и других, а также официальное русское издание — «Военная энциклопедия». В XVI томе «Военной энциклопедии», вышедшем в свет в 1914 г., в статье «О пионере нашей авиации А. Ф. Можайском» быЛо сказано, что аппарат был построен и испытан в 1884—1885 гг. (с. 377).

Вслед за Россией самолеты с паровым двигателем строились и официально испытывались в Англии американцем Хайремом Стивенсом Максимом (1893 г.), во Франции — Клеманом Адером (1897 г.). В США (1896 г.) профессор Смитсоновского института в Вашингтоне Самюэл Р. Лэнгли приступил к постройке большого самолета. Но в последний момент, уже перед его испытаниями (1903 г.), заменил паровой двигатель на бензиновый внутреннего сгорания.

Удивительно схожи результаты испытаний этих самолетов: совершив разбег, они отрывались от земли, но терпели аварию после весьма кратковременного полета. Основными причинами этих аварий были, во-первых, недостаточная устойчивость самолета и, зо-вторых, неопытность в летном деле их испытателей.

Сначала необходимо было научиться летать. К этому стремились Н. Арендт и О. Лилиенталь, об этом же говорил и профессор Н. Е. Жуковский. А для этого необходимы были длительные и небезопасные испытания авиаторов в безмоторном полете на планерах, которые по аэродинамическим компоновкам были бы близки к будущему моторному аппарату.

Для создания натурной конструкции самолета от его автора требовались не просто самоотверженный труд, но и подвижничество, не только поддержка общественности, но и большие финансовые возможности. На создание самолета уходила подчас вся жизнь конструктора. Когда же, наконец, многострадальное детище появлялось на старте, готовое к первому полету, то изобретатель оказывался к этому времени в весьма солидном возрасте. А первый полет на первом самолете требовал и быстроты реакции, и спортивных навыков, и просто физической и психической выносливости.

А. Ф. Можайский готовил себя к полету. Им был построен воздушный змей-планер, на котором в 70-х годах он «летал с комфортом». Но к 1884 г. в возрасте почти 60 лет он вынужден был поручить первый полет механику, который был абсолютно неопытен в летных делах.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.