Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Развитие самолетов мира - Страница 2

Подобные попытки «скольжения» по воздуху на крыльях в XVII—XVIII вв. описывались в хрониках Франции, например полет маркиза Бакевиля через Сену в Париже в 1742 г., а также в исторических записях, сохранившихся в Польше, Италии, Испании и многих других государствах мира.

Однако научное осмысливание полета на аппарате тяжелее воздуха началось еще раньше — в XV в. Гениальный флорентиец Леонардо да Винчи, сочетая талант художественного и научного творчества, первым начал разрабатывать теорию полета человека. Почти три десятилетия потребовалось Леонардо да Винчи для изучения полета птиц, летучих мышей. Вывод его был однозначным: будущее принадлежит летательным аппаратам тяжелее воздуха, подобием которых являются большие птицы, в частности орлы. Обращаясь к читателю, он писал: «Из этих доказательств ты можешь познать, что человек с большими крыльями, оказывая силу на сопротивляющийся воздух, сможет победить его и подняться вверх».

В сохранившихся записях Леонардо да Винчи говорится о трех типах полета: скользящем, гребном и парусном. Записи сопровождаются чертежами и схемами летательного аппарата с крылом. Затем Леонардо да Винчи перешел к созданию реальной конструкции. По разработанной им схеме летательный аппарат был махолетом (орнитоптером). Машущие движения выполнялись в основном за счет мышечной силы ног человека. Аппарат был снабжен горизонтальным хвостовым оперением для обеспечения его устойчивости и управляемости.

Таким образом, в аппарате Леонардо да Винчи крыло выполняло как несущие функции (создание подъемной силы), так и тяговые (создание тяги для поступательного движения), т. е. оно являлось движителем летательного аппарата. Следует заметить, что и через пять веков после разработки проекта Леонардо да Винчи проблема махолета остается нерешенной, тем более она не могла быть разрешена в то время.

В 1475 г. Леонардо да Винчи находит решение для осуществления механического полета человека: в качестве движителя для летательного аппарата (для его вертикального перемещения) он предложил использовать воздушный винт. По замыслу автора, воздух должен был стать «гайкой» для такого винта, что позволило бы поднять в воздух летательный аппарат. Описывая конструкцию аппарата, Леонардо да Винчи утверждал, что при радиусе винта в 12 метров «скелет» его должен быть выполнен из проволоки «толщиной в веревку». К сожалению, эти смелые идеи

Леонардо да Винчи оставались неизвестны человечеству почти до конца XIX в.

Уже в XVIII в. Михаил Васильевич Ломоносов разработал проект и построил малый летательный аппарат тяжелее воздуха для поднятия в верхние слои атмосферы измерительных приборов. Тягу для вертикального подъема аппарата создавали два воздушных винта, вращавшихся в противоположные стороны. По существу, это была модель соосного двухвинтового вертолета.

В архиве Академии наук СССР хранятся документы, которые подтверждают этот исторический факт. В рапорте конференции Российской академии наук от 4 марта 1754 г. говорилось:

«.:. проф. Ломоносов собранию представил о машинке маленькой, которая бы вверх подымала термометры и другие малые инструменты метеорологические, и предложил оной же машины рисунок; того ради г-да заседающие оное ево представление апробировали...». Конференция поручила автору руководить работой мастера Фуциуса по изготовлению этой «аэродромической машины» для производства на ней опытов [20, с. 16].

1 июля 1754 г. в протоколе конференции Российской академии наук записаны уже результаты опытов, проведенных М. В. Ломоносовым с построенным летательным аппаратом в присутствии членов конференции: «Высокогючтеиный советник Ломоносов

Показал изобретенную им машину, называемую цм аэродромической, которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух, отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха... Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заводилась, поднималась в высоту и потому обещала достижение желаемово действия» [36, с. 201.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.