Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Развитие самолетов мира - Страница 5

Многолопастные толкающие винты предложил для своего парового самолета и Хенсон. Шумная реклама самолета Хенсона, проводимая под лозунгом: «В Китай — в 24 часа», сначала вызвала интерес, а затем только насмешки. В России дело обстояло хуже. Существовавшая бюрократия враждебно относилась ко всему новому. Поэтому русские изобретатели, работавшие над идеей создания самолета, были этим слоем общества буквально встречены в штыки.

Русский инженер А. В. Эвальд через газету «Голос» (№ 266, 1863 г.) обратился к прогрессивным людям России за содействием в деле создания самолета. Он писал: «Недостаток средств, боязнь насмешек так называемых практических людей, заботы о насущном хлебе долгое время мешали мне приступить к опытам, которые необходимо было делать, чтобы перевести свою идею из области мечты в область действительности. Иногда я решался говорить о своем проекте, но всегда встречал ту полунасмешливую улыбку, которая вызывается желанием ребенка схватить солнце».

Эвальд начал свои работы по созданию самолета с изучения парящего полета птиц. Затем он построил летающую модель самолета, имевшую все черты самолета-моноплана: неподвижное крыло, установленное под углом атаки, характерным для крыльев больших птиц; тянущий воздушный винт; рули управления. Отсутствие средств не позволило изобретателю перейти от моделей к постройке реального самолета, но путь, выбранный им, был верным: от изучения парящего полета птиц •—• к летающим моделям, а далее — к постройке самолета. Кроме того, им и его коллегами по разработке парового самолета был найден правильный ответ о движителе самолета: им должен стать воздушный

Винт!

После перечисленных работ русских и английских энтузиастов - нарождающегося самолета во Франции видный писатель и художник Феликс Турнашон, известный под псевдонимом Надар, выступил 30 июля 1863 г. с «Манифестом динамического воздухоплавания». Это был гимн летательному аппарату тяжелее воздуха и «святому воздушному винту».

«Безумно бороться с воздухом, будучи легче воздуха», — провозгласил Надар в Манифесте в большом собрании научной и литературной общественности Парижа. Главными тезисами Манифеста являлись следующие положения: «Чтобы бороться с воздухом, необходимо обладать удельным весом, большим, чем воздух. Подобно тому как птица движется в воздухе, будучи тяжелее его, так и человек должен найти для себя точку опоры. Первое условие осуществления воздушного сообщения заключается в самом решительном отказе от всякого рода аэростатов».

Надар оказался прав: отказ от аэростатов и переход к летательным аппаратам тяжелее воздуха сделал возможным появление воздушных сообщений.

Наконец, в Манифесте было провозглашено начало эры воздушного винта как главного движителя летательного аппарата. И хотя Надар полагал, что таким аппаратом должен стать геликоптер, главное было сказано: винт должен стать движителем воздушных судов. С трибуны собрания представителей общественности Франции прозвучали слова Надара: «Винт, святой винт! — как назвал его один знаменитый математик, должен в ближайшем будущем поднять нас на воздух, винт, который входит в воздух, как бурав в дерево, увлекая за собою — первый свой двигатель, второй — свою рукоятку».

Манифест Надара был переведен почти на все европейские языки и опубликован в ведущих газетах и журналах мира. Особенно горячо поддержали этот Манифест научные силы Франции. Французский академик Бабинэ, выступив в Парижском политехническом обществе, так обосновал справедливость горячего призыва Надара преклониться перед «святым винтом»: «Осуществление воздушного винта представляет большие затруднения, но раз посредством него удалось поднять хотя бы ничтожную тяжесть, мы убеждаемся, что тем самым он легче поднимет большую тяжесть, ибо отношение между силой двигателя и его объемом несравненно более выгодно в больших машинах, чем в маленьких».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.