Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Развитие самолетов мира - Страница 6

Русский ученый Михаил Александрович Рыкачев провел большую серию испытаний и расчетов воздушных винтов, продолжив тем самым эксперименты, начатые его предшественниками. В докладе «О воздухоплавании при помощи аппарата тяжелее воздуха», прочитанном В. Д. Спицыным в 1883 г. на объединенном собрании русских научных обществ, так оценивались эти исследования Рыкачева: «Михаил Александрович Рыкачев путем весьма точных и изящных опытов доказал, что с помощью винта, даже и при существующей тяжести паровых машин, подъем в воздух не невозможен».

Однако полная и строгая математическая теория воздушного винта, так называемая «вихревая теория гребного винта», связана с именем профессора Николая Егоровича Жуковского и его учеников.

К 70-м годам XIX в. все еще оставалась нерешенной еще одна задача создания самолета — обеспечение устойчивого и управляемого полета. Пути решения этой задачи, как уже отмечалось, были намечены английским ученым Джорджем Кейли. Для полного ее решения необходимы были модельный и натурный эксперименты.

В истории авиации есть два имени, заслуживших честь быть названными как первые участники разрешения этой сложной инженерной проблемы. Это имена русского доктора медицины Николая Андреевича Арендта и немецкого инженера Отто Лилиенталя. 10

В 1890 г. известный русский деятель в области воздухоплавания и авиации военный инженер Е. С. Федоров в «Записках Русского технического общества» (т. IX—X) так оценил связь работ Аренд-та и Лилиенталя: «Арендт утверждает, что ветер — не помеха для летания, а наоборот, большая помощь; то же самое говорит и Лилиенталь; первый говорит, что человек, желающий научиться летать, должен сначала заняться парением, причем недостаточно построить аппарат для летания, а необходимо также уметь им пользоваться; почти то же самое мы слышим и от г. Лилиенталя».

Учитывая, что Федоров был первым переводчиком работ Лилиенталя на русский язык, его мнение следует признать вполне компетентным.

Доктор Арендт жил и работал в Крыму, в городе Симферополе. Здесь он лечил людей и выполнял свои теоретические и экспериментальные поиски по созданию устойчивого парящего летательного аппарата с неподвижным крылом, т. е. планера. Доктор Арендт считал, что главное состоит в овладении «техникой летания», для чего необходимо построить «авиационную машину», подобную парящей птице, и научиться ею управлять. Вот как он описывал методику своих исследований: «Я перестроил множество самых разнообразных моделей, проделал многие сотни опытов, получил массу драгоценных указан7 л на то, как должны быть устроены будущие воздухоплавательные машины, но достиг достаточно убедительных результатов, когда напал на мысль применить при опытах настоящих умеющих летать птиц». Для этого Арендт проводил модельные эксперименты с замороженными птицами, сбрасывая их с высоты и наблюдая за их парящим полетом. «Все, что ни делалось до сих пор в области авиации, — писал он далее, — сводится по преимуществу к тому, чтобы построить годную для летания машину и затем к тому, чтобы вооружить эту машину соответствующих размеров механическим двигателем».

С 1874 по 1888 гг. Арендт регулярно публиковал результаты своих исследований. В монографии «О воздухоплавании, основанном на принципе парения птиц», впервые в русской технической литературе он употребил термины «авиация», «авиатор», «авиационная машина».

Через год в Германии появилась книга с подобным содержанием и похожим названием: «Полет птиц как основа искусства летать», написанная Отто Лилиенталем. Из сопоставления содержаний этих двух самостоятельных научных работ следует, что точно так же, как Николай Арендт в России, Отто Лилиенталь в Германии хотел соединить в единую цепь изучение парящего полета в природе, аэродинамические испытания моделей, постройку планера для полета человека и, наконец, испытание планера с легким двигателем. К достижению этой цели Отто Лилиенталю, обладавшему достаточными денежными средствами, удалось продвинуться дальше, чем Николаю Аревдту. Он сумел «издать не

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.