Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Развитие самолетов мира - Страница 7

И

Только схему планеров, как и Арендт, но и построить, и испытать

Их в полете. Сделать последний шаг —¦ соединить планер с мотором •— он не успел.

В своей стране Отто Лилиенталь не получил поддержки от официальных научных кругов. Его учителя по академии в Берлине не советовали ему заниматься летательными аппаратами тяжелее воздуха. Один из них говорил: «Наукой доказано, что проблема механического полета неосуществима». Не следует думать, что такая позиция ученых была связана с их недостаточными знаниями в области гидродинамики. Как раз наоборот: их утверждения основывались на теории Исаака Ньютона. Из его формул следовал вывод, что подъемная сила, возникающая при обтекании тела потоком жидкости, не в состоянии поднять это тело, если оно тяжелее воздуха. Доказать ошибочность теории Ньютона в те годы можно было только совершив полет на аппарате тяжелее воздуха. После длительных и тщательных аэродинамических исследований на разработанных Лилиенталем стендах, на которых измерялись подъемная сила и лобовое сопротивление крыльев различных профилей при изменении угла атаки, он перешел к постройке натурных балансирных планеров. По замыслу автора, устойчивость полета на таком планере должна была регулироваться перемещением центра тяжести тела пилота в процессе полета.

Сложившаяся традиция авиационной конструкторской практики, начиная от Дедала до начала XX в., заключалась в том, что изобретатель летательных аппаратов становился и первым их испытателем, а порой и первой их жертвой. Такая же судьба была уготована и Отто Лилиенталю. Инженер Лилиенталь сделал все, чтобы преодолеть косность отечественной науки, неверие коллег и друзей, наконец, безденежье. Будучи блестящим инженером, он разработал патент на безопасный паровой котел со спиралью. Такие котлы пользовались большим спросом, что позволило изобретателю наладить их серийный выпуск на собственном машиностроительном заводе. Полученные средства были истрачены на постройку балансирных планеров и их испытания.

По аэродинамической схеме балансирные планеры Лилиенталя представляли собой монопланы или бипланы с задним расположением горизонтального и вертикального оперения. Пилот разбегался с горы и затем повисал на раме под крылом. Перемещаясь вперед-назад по этой раме (или вправо-влево), он сохранял устойчивый полет.

Поверхность крыла планера имела аэродинамический профиль, подобный профилям крыла птиц, испытанных Лилиенталем на коловратной аэродинамической машине собственной конструкции. Первые испытательные полеты начались в 1891 г. и продолжались почти без перерыва пять лет. За это время Лилиенталь совершил около двух тысяч полетов.

Опыты Лилиенталя мало кого убедили в Германии в его правоте: слишком силен был авторитет официальной науки. Однако в России, Англии, Франции и США к работам немецкого исследователя отнеслись с огромным интересом. Так, например, профессор Н. Е. Жуковский нашел время приехать из России в Германию для наблюдения за полетом Отто Лилиенталя. Позднее он опубликовал статью, где описывал эти опыты и летательный аппарат, используемый в них. Лилиенталь в знак глубокого уважения к профессору Жуковскому подарил ему один из своих планеров, который и сейчас можно видеть в Музее им. Н. Е. Жуковского в Москве. Книга Лилиенталя «Полет птиц как основа искусства летания» была переведена на русский язык и получила широкую известность в России.

Планеры Лилиенталя должны были, по замыслу автора, превратиться в мотопланеры, как современный дельтаплан превратился в мотодельтаплан. Незадолго до своей гибели в 1896 г. он приступил к разработке маломощного двигателя для такого мотопланера, но осуществить задуманный проект не успел. 9 августа 1896 г. О. Лилиенталь, погиб, совершая очередной полет с выстроенной им искусственной горы (высотой 15 м) вблизи железнодорожной станции Лихтерфельд под Берлином.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.