Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Религия в истории Японии - Страница 10

Даже сегодня некоторые из старых святилищ, такие как Омива в префектуре Нара и Суваками в префектуре Нагано, не имеют залов для ками. Люди приходят в эти святилища, но поклоняются горам, которые считаются вместилищем природы ками.

О ритуалах, связанных с выращиванием риса, см.: На-ga Н. Та по kami. Р. 17—80.

О развитии семьи, родственных отношений, систем додзоку и удзи в Древней Японии см.: Aruga К. Nihon kazoku-такие как кинэнсайу или тосигои-но мацури (моление о ниспослании хорошего урожая), и сйндзісай, или ниинамэ мацури (праздник урожая), во многих случдях призывались удзигами, которые обладали и качествами региональных ками. С течением времени удзигами приобретали характер обожествленного предка удзи и в дальнейшем, под китайским влиянием, святилища удзи стали посвящаться предку.

В итоге единство клана поддерживалось за счет а) патерналистской организации общины под началом хонкэ (главная семья), б) общего места жительства и в) поклонения одному и тому же удзигами (клановый ками). Удзи-но ками (вождь клана) являлся также жрецом, заботившимся о благополучии кланового ками. Удзибито (члены клана) были поделены на профессиональные группы (бэ), и кроме них составной частью клана считались наемники и рабы, не связанные с кланом кровным родством. Когда клан разрастался, его отселявшиеся ветви создавали филиал святилища удзигами. Эта практика известна как бунрэй (буквально — разделение духа [ками]).^®

Клан Тэнно (императорский) в военном отношении был сильнее других кланов и еще в начале

Seido to kosaku-seido. Р. 94—144; Fukuo Т, Nihon kazoku-sei-do-shi. P. 7—34; Hori I. Minkan shinko. P. 119—168; Ota R. Nihon jodai ni okeru shakai-soshiki no kenkyu.

Относительно культа предков см.: Takeda Ch. Sosen su-hai. — В связи с этим можно отметить, что в старейшем сборнике стихотворений, который называется Манъёсю^ собственно предки упоминаются редко, тогда как тридцать шесть раз упомянуты горные ками и двадцать два раза — морские ками (см.: Harada Т. Jinja. Р. 104).

Nishitsunoi М. Social and Religious Groups in Shinto // Religious Studies in Japan. P. 224.

Исторической эпохи стал подчинять их своему политическому и религиозному влиянию. Объединение Японии под началом Тэнно сопровождалось систематизацией религиозных практик и мифов всех вошедших в ее состав удзи, В их жизни теперь ощущалось присутствие «общенационального ка-ми» — ками клана Тэнно. Однако ками, упомянутые в Кодзики и Нихон секи, практически не участ-

О Т/'

Вовали в жизни простых людей. 1ак указывает Харада, «описания легендарной эпохи [в официальных японских хрониках] были продуктом особой идеологии, свойственной в то время господствующему классу, божества которого отличались от общинных удзигами, рожденных повседневной жизнью народа».

Harada Т. The Origins of Community Worship // Religious Studies in Japan. P. 216. — Однако следует отметить, что в структуру мифов императорского клана с помощью искусного перетолкования, основанного на идее «нисхождения», постепенно включались ками других кланов и новых территорий. Например, утверждается, будто брат Аматэрасу сошел в провинцию Идзумо, а ее внук на остров Кюсю — два важных региона Японии. Особо оговаривалось нисхождение тама (души) Аматэрасу в провинцию Исэ и мифологического героя Ямато-такэру в восточную и западную провинции для з^иротворения местных ками и кланов. Об этом герое см.: Uyeda М. Yamato-takeru-no-Mikito. Кроме того, О-кунинуси, мифический правитель провинции Идзумо, и О-моно-нуси-но ками, местный ками провинции Ямато, могут считаться одним и тем же персонажем. Наконец, утверждается, что О-мононуси-но ками женился на принцессе Ямато-то-то-хи-момосо, шаманке-прорицательнице и тетке императора Судзина. Для такой «натурализации» земных ками в пантеоне императорского клана, по-видимому, потребовалось много времени.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.