Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Религия в истории Японии - Страница 3

С позволения уважаемых издателей я цитировал отрывки из следующих книг: Masaharu Anesaki. History of Japanese Religion (1963, Charles E. Tuttle Co., Inc., Rutland, Vermont, and Tokyo, Japan); Japanese Religion in the Meiji Era / Comp, and ed. Kishimo-to Hideo, tr. and adapted by John F. Howes (1956,

Obunsha Со., Ltd., Tokyo); Sansom G. B. The Western World and Japan (1950, Alfred A. Knopf Inc., New York); Sansom G. B. A History of Japan to 1334 (1958), and A History of Japan 1334—1615 (1961, Stanford University Press, Stanford); and Warner L. The Enduring Art of Japan (1952, Harvard University Press, Cambridge).

Издание данной книги не стало бы возможным без предоставленных мне возможностей посетить Японию в 1958—1959 и 1961—1962 гг. Многочисленные японские друзья оказали мне большую помощь в исследованиях. Кроме того, немаловажную роль сыграла моя жена, Эвелин М. Китагава, которая помогала мне работать и писать не только своими ценными советами и неослабевающим интересом, но также своим терпением и пониманием. Я сожалею только о том, что мои родители не дожили до того, чтобы разделить со мной радость воссоединения семьи. Поэтому моя книга — скромная дань их светлой памяти.

ДЖОЗЕФ М. КИТАГАВА

Чикагский университет

ERE — Encyclopaedia of Religion and Ethics / Ed. James Hastings. 13 vols. New York, 1928

FEQ — The Far Eastern Quarterly (Lancaster, Pa.)

FS — Folklore Studies (Peking; позже — Tokyo)

JAOS — Journal of the American Oriental Society (Philadelphia)

JAS — The Journal of Asian Studies (первоначально — The Far Eastern Quarterly) (Ann Arbor, Mich.)

JGZ — Jinruigaku zasshi (Journal of anthropology)

RGG — Religion in Geschichte und Gegenwart (Tubingen)

SJA — Southwestern journal of Anthropology (Albuquerque, N. M.)

SKT — Sekai kokogaku taikei (Encyclopedia of world archeology)

TASJ — Transactions of Asiatic Society of Japan (Tokyo)

ZNBT — Zusetsu Nihon bunkashi taikei (Illustrated encyclopedia of Japanese cultural history)

ZNMZ — Zusetsu Nihon minzokugaku zenshu (Collected works on Japanese folklore illustrated)

ZNR — Zusetsu Nihon rekishi (Illustrated history of Japan)

ZSBT — Zusetsu Sekai bunkashi taikei (Illustrated encyclopedia of cultural history of the world)

Глава 1

ИМПЕРАТОР, ШАМАН И ЖРЕЦ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ (III—VIII вв.)

В исследованиях японской религиозности существуют разные подходы. С одной стороны, религиозные системы, такие как синто, буддизм и возникшие после второй мировой войны новые верования, можно рассмотреть по отдельности. С другой стороны, можно подойти к проблеме тематически, то есть раскрыть смысл мифов, символов, доктрин, догматов или этических систем и описать церковную организацию одной или нескольких религий. Однако я решил осветить вопрос с исторической точки зрения и показать ту роль, которую сыграли разные верования в социальной и политической жизни Японии, а также влияние на судьбу этой страны религии в целом.

В первой главе я попытался, так сказать, с высоты птичьего полета окинуть взглядом религиозную жизнь древних японцев начиная с их туманного прошлого и заканчивая VIII в. н. э. Именно тогда зародилось японское государство и его жители не только освоили грамоту и письменность, но и осознали себя единым народом с особой полита-ческой, культурной и религиозной судьбой. Рассказывая об этом периоде, мне хотелось обратить особое внимание на вопрос о религиозном лидерстве, в частности харизматическом, как важном, но часто упускаемом из виду факторе общественной жизни.

Под харизмой обычно понимается «духовный дар», или «благодать».^ Чтобы не углубляться в тонкие различия и взаимосвязь между харизмой и человеческим духом (пневма) или между харизмой и человеческой душой (псюхе), мы можем просто исходить из того, что во всех религиозных традициях были известны люди, наделенные таким качеством, как божий дар (харис). Благодаря Максу Веберу термин харизма стал важным понятием научно-религиозного анализа, означающим присущее человеку — лидеру или правителю — экстраординарное качество, благодаря которому он обретает власть над другими людьми. ^ При этом Вебер строго разграничивал «харизму личности» и «институциональную харизму», каждая из которых по-своему играла важную роль в истории всех религий. Моя точка зрения заключается в том, что природу и специфику древнеяпонской религии можно понять только с учетом взаимоотношений, существовавших между тремя типами харизматического лидерства, а именно императорского, шаманского и жреческого. Однако прежде чем приступить к рассмотрению этого вопроса, нам следует кратко остановиться на особенностях исторического развития Древней Японии.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.