Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Религия в истории Японии - Страница 8

Anesaki М. History of Japanese Religion. P. 5.

Сэр Эрнест М. Сэтоу назвал его «чистым син-тау», то есть религией японского народа до введения в Японии буддизма и конфуцианской философии (см.: Satow Е. М. The Revival of Pure Shin-Tau // TASJ. Ill (Part I, 1874). P. 1—87.

О различных значениях термина синто см.: TsudaS. Nihon no Shinto. P. 1—8.

Ку участвуют... в реальности [называемой ками], которая им трансцендентна. (...) Предмет представляется вместилищем внешней силы [то есть ками], вычленяющей его из среды и наделяющей смыслом и значимостьюЦентральное понятие этой простой космической религии — ками, что обычно переводится как боги, божества или духи, но указывает также на «небесную», «высшую» или «сверхъестественную», то есть «божественную», сущность.

В раннем синто не ставился вопрос о метафизической сущности мира, и древние японцы просто ощущали себя интегральной частью космоса, как «сообщества живых существ», обладающих природой ками (божественной природой). В японских мифах говорится о существовании восьмисот мириад ками — такой метафорой выражалась вера в божественность всей вселенной. Так понимая мир, люди не отделяли себя от космического бытия и естественных ритмов. Они чувствовали настолько глубокое родство с природным окружением, что «ни на одном дереве не делалась зарубка, ни один куст не надрезался для получения лака, ни в одной плавильной или гончарной печи и ни в одном горне не разжигался огонь без предварительного обращения к пребывающим во всех них ками»,^^ Други-

Eliade М. The Myth of the Eternal Return. P. 3—4.

Warner L, The Enduring Art of Japan. P. 18—19. — Элиаде называет это иерофанией: «Эта сила [ками] пребывает или в материале объекта, или в его форме; камень является священным, потому что само его существование есть иерофа-ния: будучи несжимаемым и неуязвимым, он — совершенно не то, что человек. Камень противостоит времени; его реальность соединена с личностью» {Eliade М, The Myth of the Eternal Return. P. 4).

Ми словами, крестьяне, охотники, ремесленники и люди других профессий — все считали себя орудиями ками, действующих посредством человека, который без их невидимой творческой помощи не смог бы ничего с делать. Разумеется, в терминах связи человека с ками, которые «уполномочивают» (ёсасу) людей действовать от их имени, истолковывался при этом и смысл человеческой жизни. Именно такова' была основная концепция раннего синто о взаимоотношении между сферами ками и людей.

Теперь, не вдаваясь в подробности, мы можем указать на две характерные черты раннего синто. Прежде всего люди испытывали чувство благодарности по отношению к ками и, несмотря на скорби и страх перед злыми ками и нечистыми моно (духи), в сущности, считали жизнь доброй (ёсм) и прекрасной, и свой долг видели в благодарном принятии своей доли в этом мире. 1роме того, в синто подчеркивалась необходимость очищения, о чем, кстати, один китайский историк говорил как о специфической особенности японской культуры.^^ Древних японцев волновал не моральный грех, а физические и умственные осквернения, от которых следовало избавляться посредством экзорцизма и воздержания. Несмотря на то что в одном норито (ритуальная молитва) упоминались две категории

Nishida N. «Yosashi» — А Fundamental Concept of Japanese Religion / Tr. Donald L. Philippi. P. 13—14.

^^TsunodaR. Japan in the Chinese Dynastic Histories. P. 11: «Когда кто-то умирает, траур соблюдается более десяти дней. (...) Закончив погребение, все члены семьи направляются к воде, чтобы совершить очистительное омове-грехов, считалось, что причиной цуми (грех) или аси (зло) являются прежде всего внешние факторы. В результате зло не воспринималось как что-то реальное, а скорее связывалось с отсутствием гармонии и красоты, человека можно было исправить и преобразить с помощью очистительных церемоний (хараэ), совершаемых экзорцистом.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.