Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Религия в истории Японии - Страница 9

Для мифологии раннего синто характерно деление вселенной на три уровня: высшую сферу (Та-кама-^но хара, или «Высокая небесная равнина»), где обитают мужские и женские ками; низшую сферу (Емоцукуни, или «Нижний мир») — место обитания нечистых и злых духов; и среднюю сферу (Уцу-сиё, или «Проявленный мир»), населенную людьми и другими живыми и неживыми существами. Однако на самом деле древние японцы, по-видимому, имели смутное представление о различии между этими тремя измерениями вселенной. Скорее всего, они представляли себе и небесное царство, и ниж-

_  о о

Нюю сферу как единый «тот свет», который в основном ассоциировался с определенными горами или островами, лежащими где-то за океаном. Во многих древних синтоистских ритуалах, символизировавших «встречу» и «проводы» ками, подразумевалось, что ками приходят с гор или островов и туда же воз-

К категории «небесных грехов» относится разрушение насыпей, засыпание канав, разрушение запруд, повторный засев, втыкание кольев, сдирание шкуры заживо или задом наперед, а также дефекация. К категории «земных грехов» относится разрезание живой плоти, разрезание мертвой плоти, белая проказа, патологические наросты на коже, изнасилование собственной матери, собственного ребенка, матери и ее ребенка и грех с животными (см.: Norito Тг. В. L. Philippi. Р. 46—47: «Великий экзорцизм последнего дня шестой луны — минадзуки-цугомори-но охо-хараэ»).

Вращаются. Считалось также, что души (тама) умерших, особенно знати, становятся ками и возвращаются в потусторонний мир.

Ками были разными: добрыми и злыми, сильными и слабыми. Еще один важный момент связан со словом тама (дух или душа). Традиционно в синто насчитывалось четыре рода духов: арами-та-ма, которые правят миром благодаря своей силе и могуществу; нигими^-тама^ отвечающие за союз, гармонию и память; кусими-тамау являющиеся причиной таинственных превращений, и сакими-тама, наделяющие блаженством; при этом один и тот же ками мог иметь более одной тама}^ Души врагов и людей, умерших «плохой» смертью, становились горе, которые считались весьма могущественными. Не меньший страх и почтение внушали моно или лю-нонокэ (ими иногда становились души животных). Японцы также верили, что все эти ками и духи могут «вселяться» в мужчин и женщин, становящихся при этом камигакари (ками-одержимые) или моноцуки (моно - одержимые ).

Постепенное расслоение японского общества и образование государства неизбежно сопровождалось изменениями и в религиозной сфере, о чем свидетельствует стирание различий между местными (общинными) и общенациональными ками. Ученые в основном придерживаются мнения, что в раннем синто не было канонизированной литургии, церковной организации или тщательно разработанных ритуалов.

Некоторые из этих ритуалов объясняются в: Maisumo-to N. Nihon no Shinwa. P. 1—44.

Aston W. C. Nihongi. I. P. 237. — Сама Аматэрасу поведала императрице Дринго: «Мой грозный дух [ара-ми-та-ма] не может приблизиться к императорской резиденции».

Большинство религиозных обрядов, кроме домашних, совершались вокруг химороги (священное дерево), ивасака (священный камень) или на рисовом поле.^^ Ками, которым поклонялись таким образом, не имели собственных имен, поскольку были связаны с конкретными регионами и назывались просто убу-сунаками (ками места, где человек родился) или тиндзю-но ками (ками — покровитель местности) такой-то географической области. В крестьянских и рыболовецких общинах в связи с сельскохозяйственными и рыболовными сезонами устраивались также праздники в честь ками земледелия и моря.^^

Наряду с ками местности существовали также ками общины, покровительствовавшие определенным родственным или общинным группам, которые им поклонялись. Поскольку родственные и территориальные связи, как правило, совпадали, то же самое можно сказать и о соответствующих ками. Несмотря на то что социальная единица, называемая удзи (клан) или додзоку (буквально — принадлежащие к одному роду), не была основана на строгом принципе единокровия, единство общины все-таки сильно зависело от семейного родства — реального или фиктивного, поэтому региональные сообщества попадали под влияние клановых ками (удзигами) и святилищ.^® Например, на общинные праздники.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.