Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рисаль Хосе - Страница 8

Филиппинцы знают, что лишь родственный коллектив, семья есть загцпта и убежище от всех невзгод, прочие же установления — государственная власть, закон, перед которым якобы все равны, и т. п. — принесены чужеземцами п служат только им. Выживание гарантирует не безличный закон, а круг лиц, которых филиппинец считает своим, прежде всего семья. Чем она больше, тем лучше — тем больше у человека защитников. II неважно, если в семье много девочек: на Филиппинах, как и во всем малайском мире, статус женщины очень высок и дочерп не менее желанны, чем сыновья

Селіья — единое целое, она всегда готова прийти па помощь любому своему члену, сколь бы незначительное место он ни занимал, «Боль в мизинце ощущается вселі телом», — гласит филиппинская пословица, что означает: семья за всех в ответе, в ней нет и не может быть члена, судьба которого была бы безразлична другим. Но это единое целое строится строго иерархически. Непререкаемым авторитето.^1 пользуются родители, чье слово — закон, чья воля — то же самое, что воля высших сил. Ибо филиппинцы ценят родителей не за то, что они их воспитали, поили, кормплп и учили (об этом они, правда.

' Фплппппнцы считают, что лучше всего родиться «посередине», иметь старших и младших братьев и сестер, ибо это гарантирует нормальное, с пх точки зрения, становление личности. II сейчас еще, когда филиппинцы рассказывают илп пишут свою биографию, они непременно указывают, каким по счгту ребенком был в семье. Считается, что хуже всего приходится первому и последнему. Первый не получает полную меру любви п заботы, пбо у него пет старших братьев и сестер, но зато сам мог проявить пх, п у него обостренное чувство ответственностік Последний, напротив, получил все это с избытком, зато сам пе имел возможности проявить любовь II заботу, поэтому филиппинцы склонны считать самого младшего избалованным и дг:кс эюпстпчыым.

" Филпипипские языки даже не различают такие пары понятий, как «муж» II «жена», «сын» п «дочь», «брат» п «сестра», — опп обозначаются одним словом, то есть для носителя филиппинской культуры главное степень родства, а пе пол.

Тоже не забывают), а прежде всего за то, что они дали сыну или дочери жизнь, «Не будь их, и тебя бы не было», — говорят филиппинцы, требуя почтения к родителям. Родители — податели жизни, самого высшего блага, и взамен им следует платить любовью, уважением, преданностью. Иначе ты неблагодарный человек, а с такой репутацией не прожпвешь: филиппинцы могут простить многое, но никогда не нрощают неблагодарности.

Столь же обязательно повиновение старшим братьям и сестрам. Считается, что, родившись раньше, они как бы освободили место йндіівйду («Не родись они раньше, п ты бы не родился»), а потому рассматриваются как косвенные податели жизни, за что их следует чтить.

Все это Пене твердо усваивает в семье, и много позднее, прпобгдившись к европейской культуре, не отступит от филиппинских обычаев: по-прежнему чтит родителей, старших сестер и брата, но и сам по праву требует почтения от младших (письма к старшим он заканчивает традиционной формулой: «Ваш слуга целует вашу

Руку», но п младшие сестры не должны ее опускать в своих письмах к обожаемому Пене — этого он не прощал).

Семья дона Франсиско и доньи Теодоры, по филиппинским представлениям, была счастливейшей семьей. Крестьяне уважают своих патронов, платят пм подношениями, лояльностью U преданностью. Даже испанцы ставят их в пример. Но...

Уж слишком независимы эти Меркадо. Донья Теодора блестяще знает испанский язык, дети тоже говорят по-испански. В доме библиотека в тысячу томов — много, слишком много для благонравных филиппинцев. Глава семьи чересчур вольно, чуть ли не на равных разговаривает с монахами, лейтенантом гражданской гвардии. Старший сын учится в Маниле — а к чему индейцу учеба? Такие или примерно такие мысли возникают у мона-хов-доминпканцев и колониальных чиновников. Неплохо бы указать зарвавшемуся семейству его место. И когда случай представляется, они не упускают его.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.