Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ришелье - Страница 1

Роберт Дж. Кнехт

РИШЕЛЬЕ

Ростов-на-Дону

«Феникс»

Москва

«Зевс»

ББК 85.143(3) К 17


Кнехт Р. Дж.

К 17 Ришелье / Пер. с англ, и вступ. ст. А. Егорова. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 384 с.

Книга профессора французской истории Бирмингемского университета посвящена жизни и судьбе выдающегося политического деятеля Франции XVII в. кардинала де Ришелье, сыгравшего заметную роль в истории Франции и Европы начала Нового времени. Книга написана на основе последних достижений современной исторической науки. На русском языке публикуется впервые. В настоящем издании опущен библиографический очерк, главным образом потому, что большая часть книг, включенных в него, недоступна российскому читателю.

4703000000

Без объявл.

4МО(03)~97

ISBN 5-85880~4S6-‘X

ББК 85.143(3)

© Longman Group UK Limited 1991 Перевод книги «Ришелье», 1-е издание, публикуется в соответствии с договором с Addison Wesley Longman Limited London

© Перевод: Егоров A. A., 1997 © Роберт Дж. Кнехт, 1997 © Оформление, изд-во «Феникс», 1997

Неизвестный Ришелье

Полноте! — воскликнет читатель, взявший в руки эту книгу. — Да кому же он не известен? Действительно, кому? Довольно упомянуть имя Ришелье, чтобы из небытия возникла целая эпоха, воскрешенная более полутораста лет назад блистательным талантом Дюма-отца. «Дьявол в пурпурной мантии» — Арман Жан дю Плесси, кардинал и герцог де Ришелье обрел на страницах «Трех мушкетеров» свое поистине «второе рождение». Десятки поколений читателей судили, да и судят до сих пор, о его личности и государственной деятельности, основываясь на мнениях знаменитого романиста. В образе Ришелье подлинная историческая личность и герой романа соединились столь органично, что противопоставление исторической правды и художественного вымысла стало некоей трудно разрешимой дилеммой. Воистину, правы были братья Гонкур, когда писали: «История — это роман, который был; роман — это история, которая могла бы быть»*. Двадцатый век лишь закрепил положение, сложившиеся в веке девятнадцатом. «Правление Ришелье, и осо-

‘ Гонкур Э. и Ж. Дневник. Записки о литературной жизит Т. 1. М., 1964. С. 328.

Бенно его образ, — писала А. Д. Люблинская, — связаны теперь в воображении читателей Дюма и бесчисленных кино - и телезрителей с бессмертными «Тремя мушкетерами». Как бы вольно ни обращались сценаристы и режиссеры с тканью знаменитого романа, фигура кардинала как воплощения зла остается неизменной. Дюма следовал за своими современниками — историками романтической школы и литераторами. С той поры в науке Ришелье был множество раз «реабилитирован», и каждая новая работа приносит тому, все новые и новые доказательства

Но это — достояние специалиста. Послужит ли оно когда-нибудь созданию нового романа?1 2. Вопрос, надо признать, и по сей день остающийся риторическим. Причин тому множество, но самой очевидной является, по-видимому, чрезвычайная скудность в отечественной исторической литературе биографических сочинений о жизни и деятельности одного из великих кардиналов, «сотворивших Францию»^. Появление в 1990 г. биографии Ришелье, написанной П. П. Черкасовым^, и переиздание биографического очерка о Ришелье, вышедшего еще в конца прошлого века в «Биографической библиотеке» Ф. Пав-ленкова2, не могли коренным образом изменить сложившейся в отечественной историографии ситуации. «Литературный» Ришелье, как и прежде, довлеет над Ришелье «историческим».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru