Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Родословная тюрков, казахов, киргизов - Страница 2

По признанию самого автора, это — первая попытка в казахской историографической литературе воссоздать этническую историю образования казахского народа. Можно смело назвать Шакарима Кудайберды-улы первым казахским ученым-историком, который подверг научной критике известные к тому времени сведения, как устные, так и письменные, о происхождении тюркских народов.

История кочевых народов в «Родословной» Шакарима исследуется через родословное древо тюрко-монголов. Каждый казах знает хотя бы семь колен (жеты ата) своего рода. Называя поименно всех прадедов в каждом роду, а место рода в жузе, племени, союзе племен, автор, подобно многим мусульманским летописцам, останавли - 2

Вается лишь на тех, кто так или иначе оставил след в народной памяти. Чаще всего это — батыры, поэты. (Особая статья — «белая кость» — правители, ханы). Отсюда и нравственные ценности, такие как героизм, преданность, честь. Пик мечтаний —• геройский подвиг или бессмертная песнь-стих. Впрочем, как и в дальнейшем, предоставим слово самим историкам:

«Неправильно думать, что в кочевом обществе невозможен технический прогресс. Кочевники вообще, а хун-ны в частности, изобрели такие предметы, которые ныне вошли в обиход всего человечества как нечто неотъемлемое от человека. Такой вид одежды, как штаны, без которых современному европейцу невозможно представить себе мужской пол, изобретены кочевниками еще в глубокой древности. Стремя впервые появилось в Центральной Азии между 200 и 400 гг. Первая кочевая повозка на деревянных обрубках сменилась сначала коляской на высоких колесах, а потом вьюком, что позволило кочевникам форсировать горные, поросшие лесом хребты. Кочевниками были изобретены изогнутая сабля, вытеснившая тяжелый прямой меч, и усовершенствованный длинный составной лук, метавший стрелы на расстояние до 700 м. Наконец, круглая юрта в то время считалась наиболее совершенным видом жилища.

Не только в* материальной культуре, но также и в духовной кочевники нс отставали от оседлых соседей, хотя литература их была устной. Конечно, было бы нелепо искать у хуннов научные теории: их даже греки заимствовали у древних вавилонян. Кочевники создали два жанра сказаний: богатырскую сказку и демонологическую новеллу. И то, и другое было ближе к мифологии, нежели к литературе в нашем смысле слова, но они этим способом воспринимали действительность и выражали свои чувства. Иными словами: мифология несла у них те же функции, что у нас — литература.

Подобным образом, т. е. непохоже на нас, кочевники воспринимали и историю. Она представлялась им в виде развернутой генеалогии рода; эталоном было не событие или институт, а мертвый предок. Для европейца такой счет поколений кажется бессмысленным, но ведь он тоже отражает течение времени, как и любая принятая в науке система отсчета» *. 3

«Их структура — есть структура генеалогического древа» (К. Маркс). Итак, «Шежире» Шакарима — генеалогическое древо тюрков, иначе говоря, история их происхождения.

Не будучи историком, я, приступив к переводу, поначалу растерялся от обилия этнических и собственных имен, исторических дат и сообщений. Пришлось обратиться'к источникам, которыми пользовался автор, но которых, как оказалось, найти в республиканских библиотеках почти невозможно. Поэтому, полагая, что и будущему читателю этой книги будет нелегко ориентироваться во времени и пространстве, заключенном рамками повествования, я взял на себя смелость «утяжелить» текст оригинала сносками и обширными вставками. Их можно было бы не читать вовсе, если бы не главная цель данного перевода, которая есть —не только лишь знакомство с оригинальным произведением Шакарима, но вовлечение читателя в суть повествования, в исторический контекст, в котором он мог бы продвигаться не вслепую в полном доверии авторитету автора, но критически развивая и продолжая перспективы, намеченные им. В этом, мне думается, видел конечную цель своего труда и сам автор.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.