Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Родословная тюрков, казахов, киргизов - Страница 5

Название племени со у Наджипа Гасымбека пишется «сот». Судя по этому, си в китайских летописях и Шис или Шит (Сиф) в Таурате — одно и то же. Таким образом, племя си (со, сет) суть потомки Шиса (библейского Сифа). Как известно, пророк Адам имел потомство лишь от сына своего Шиса.

Итак, из китайских источников мы извлекли, что народ наш происходит от потомков Шиса (Сифа), племени со или сет. Умножившись, племя со (си, сет) двинулось с места и разделилось на четыре ветви. Одна поселилась на северном Алтае на р. Ку — кубанды 34 35 — по-русски ко-маны. Вторая ветвь обжила междуречье Any и Ган (Абакан и Енисей) —кыргызы. Третья осталась на р. Чу — чуйские, по-китайски «чу кси» '. Четвертая, прозванная китайцами тукю, по-нашему тюрки, поселилась в верховьях р. Чу среди скалистых гор. Зная, что и другие племена подчинились тукю и стали одним элем, Тукю в нашем понимании должно означать государство Тукю, т. е. Тюркское царство 36 37. Позже оно распалось на различные ханства, и, хотя многие из них обрели другие имена, ни одно племя не забыло своего древнего имени — тюрки.

О происхождении тюрков в китайских летописях встречаются также сообщения явно сказочного характера. Из одного, к примеру, следует, что тюркское племя происходит от волчицы и десятилетнего мальчика, которому воины рода хуннов отрубили руки и ноги и бросили в диких степях. Мальчика подобрала волчица и спрятала в окруженной непроходимыми горами долине (Алтая). Сама вскормила его и вскоре родила от него десять сыновей. От этих десяти и пошли, мол, тюрки. Другое сказание: с неба спустился волк и от его брака с дочерью вождя хуннов родился Тюрк. Казалось бы, какая связь может существовать между этими двумя мифологическими сюжетами? Тем не менее предлагаю следующую версию.

В «Родословной» Абулгази есть два маловероятных сообщения. Первое: татарский хан Суюниш победил монгольского хана Ельхана и истребил весь его народ. Брат Ельхана Негиз и сын Киян, бежав из плена, смогли собрать вокруг себя остатки людей и скота и укрылись в долине Ерганахун, окруженной скалистыми горами. Там они мирно прожили 450 лет и умножились настолько, что негде стало жить. Когда же они решили выйти из долины, то оказалось, что прежняя дорога, которой они пришли сюда, завалена камнями. Тогда, говорится в летописи, они подожгли скалу и, повалив ее, вышли из долины.

Другое сообщение: после смерти Даян Баян хана народом его стала править жена Алангу z. Будучи вдовой, она забеременела от небесного луча, родила трех сыновей, одним из них был хан Боданжар.

Теперь вышеупомянутые сообщения обретают некоторое правдоподобие. И вот почему. «Ерганахун» на самом деле означает «скалистые горы». Волчица прячет найденыша в скалистых горах. (Известно, что) настоящее имя хана Бортечана 3 означает «серый волк». Вот 38 39 40

Почему китайские авторы решили, что он родился от волчицы. А вдовой Алангу по понятным причинам пришлось прибегнуть к легенде о небесном происхождении новоявленных сыновей. Только этим можно объяснить легендоподобные, и столь разноречивые сведения китайских летописцев. .

Еще одно сообщение китайцев в книге Радлова «Об уйгурах»:

... в далекие времена в стране Гаушан т. е. на земле уйгуров, в горах Гулена, где берут начало реки — То-хул и Селенга, в междуречьи их над деревом, росшим на горе, появился (чудный) свет. Когда люди решились приблизиться к нему, дерево оказалось пузатым, словно беременная женщина. Когда ствол разорвался, из дерева вышли пять мальчиков. Приняв их за божье посланье. народ воспитал детей и дал им имена: Сункар-тегин,. Ко-тор-тегин, Токил-тегин, Ор-тегин, Буха-тегин - Младшего Буха-тегина посадили ханом над собой. «Тегйн» — «князь, белая кость». Когда в этой династии через 30 ханов правителем стал БойлОн-тегин 41 42, война, которую они вели уже много лет с народом хана Тян43, была наконец приостановлена, а дочь Тян-хана Цзин-лин посватана за сына Бойлон-тегина Абеля44. Возможно, что Тян-хан на самом деле Таган или Татар-хаи. Он обитал на горе Па-липулна 45, что означало «на горе, обитаемой женщиной». И была еще гора Чели Таха 46, т. е. «гора суда небесного». И гора Хули Таха — «гора Счастья» (Кутлук-Таг). Некий посланник Тян-хана, увидев гору Счастья, сказал-де: если сбросить вниз высокий камень, что стоит на ее вершияе, то счастье покинет этот народ. Тян-хан, не сумев уговорить Бойлон-тегина уступить - ему этот камень в качестве калыма за дочь, поджег гору и, повалив ее, унес обломки на носилках 47. После этого все живое на горе, все птицы подняли крик и вой. Не прошло и семи дней, как Бойлон-тегин умер. Все последующие правители умирали один за другим, и тогда народ откочевал с тех мест и пришел в Бешбалык Владения этого эля раскинулись: На севере — до Ачу (или Аксу), на западе— до Одона и. Каши (Хотона и Кашгара), на востоке —- до. Сефана (Тибета). А поход этот совершился 970 лет назад до правления Бар Чжу Арте-тегина.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.