Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Родословная тюрков, казахов, киргизов - Страница 6

В этом сообщении китайцев в книге Радлова самое уязвимое место, конечно же, легенда о появлении детей из ствола дерева. Но ясно одно: Бука-хан — сын хана Буданжара. Потому как, и по словам Абулгази Бахадур-хана, у Буданжара было двое сыновей — Буха и Тоха. Это и есть Бука-тегин и Токил-тегин. А миф о том, что они вышли из древа, которое излучало (чудный) свет, несомненно, одной природы с легендой о происхождении детей Алангу от небесного луча. А вот названный в конце сообщения Барджу Арте был на самом деле. По словам Рашид-аддина и Абулгази, это хан уйгуров Бауыршак Иедигут, правивший во времена Чингисхана. Рашид-ад-дин называет его Барджук. У китайцев он был известен под прозвищем Иедигут 48 49. Абулгази сообщает, что иеди-гу — титул, который носили уйгурские ханы. Сведение же о том, что при Чингисхане уйгуры, подчинявшиеся кида-ням или каракитаям, прослышав о Тайцзу50, убили кара-китайского военноначальника и перешли на сторону Чингисхана, а вождь их женился на дочери Чингисхана Ан-дун,— соответствует истине. Подчинение Бауыршака Иедигута Чингисхану произошло в 1209 году.

(Здесь, как нам кажется, необходима вставка в авторский текст, которая бы прояснила контекст следующего раздела. Смелость такого активного вторжения в авторский текст со стороны переводчика вряд ли допустима, но в оправдание свое можно лишь сказать, что вставка является более расширенной цитатой из указанного источника, а именно из «Заметок» Н. А. Аристова.— Пер.)

F... ь памятнике Кюль-тегину, 732 года, история их Утюрков-тукю) начинается прямо с Тумын-хана. «Когда ^сверху утвердилось синее небо, а снизу — темная земля, появились между ними сыны человеческие. Между сыновьями человеческими возвысился чум-памский Бумын-каган, знаменитый хан. Он установил роды и законы тюркского народа, и все направил». Во главе подвигов [Бумын-кагана поставлена тут организация родов. ...при [патриархально-родовом быте тюрков-кочевников роды и сочетания родов и их частей в родовые и племенные союзы действительно имели преобладающее во всех отношениях значение. Сильный, многочисленный, дружный род имел большую возможность занимать лучшие пастбища, оказывать своим членам верную и действенную защиту от внешних врагов, доставлять своим родоначальникам прочное политическое влияние в делах племени и государства и обеспечивать большую долю добычи и даней, поступавших в пользу племени или государства. Хотя многочисленность рода давала ему силу, но хозяйственные условия пользования пастбищами и другие причины не дозволяли роду сохранять неопределенное время свою целость и вызывали рано или поздно разделение его на более или менее самостоятельные части. Вследствие этого в каждом роде существовали, с одной стороны, условия, требовавшие сохранения родового единства, с другой же — более или менее сильные стремления к разделению. Борьба этих противоположных течений обыкновенно усложнялась и усиливалась соперничеством между родоначальниками и выдающимися в роде людьми, из которых одни, желая сохранить всю силу рода, во главе которого стояли, защищали целость рода, "другие же, рассчитывая на главенство в отпадающих частях рода, домогались раздробления.

... В. В. Радлов справедливо вывел из наблюдений своих над русскими и киргиз-кайсякамй... что подвижность состава родов и племен есть «жизненная потребность кочевников* и что непрестанными изменениями в этом составе «поддерживается жизнеспособность всего народа». Невозможность образования новых родовых и .племенных союзов у кочевников, потерявших независимость ', причиняет, по его мнению, «застой, подтачивающий их благосостояние». 51

Таким образом, роды не только пользовались всеобъемлющим значением в бытовой жизни тюркских кочевников, но играли весьма важную роль и в их политической - истории. Естественно, что при таком значении родов, когда вся жизнь и судьбы кочевников определялись принадлежностью к роду, родовые имена должны были пользоваться необыкновенной прочностью. Роды могли входить в различные союзы, целиком и частями, но должны были твердо сохранять свои исконные имена. И в самом деле, как увидим, родовые имена, записанные многие века тому назад китайскими историками,— конечно, вследствие политического значения носивших их родов,— сохраняются частью и поныне. Это обстоятельство дает возможность определить в значительной мере этнический состав тех из ныне существующих тюркских племен и народностей, которые сохранили кочевой образ жизни и родовой быт, а с ними родовые имена.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.