Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

ROSSICA ANTIQUA: Исследования и материалы - Страница 3

По сути, с этим соглашается и В. Д. Баран, который, однако, предполагает, что «волыняне» — более позднее название дулебов6. К волынским племенам также надо относить танян (thafnezi Баварского географа), которых еще П. И. Шафарик и Л. Нидерле локализовали в бассейне р. Танвы, правого притока Сана7, с чем соглашались И. П. Крипякевич и Л. В. Войтович8. Другие локализации (в Поморье, на Драве и Верхнем Дунае) не связаны с контекстом Баварского географа (памятника, где упоминается это племя) и археологическим материалом, а только базируются на созвучии названий9. Версия Е. Кухарского, который помещал танян на юг от лендзан и на север от Карпат10, фактически не противоречит версии Шафарика — Нидерле.

Древнейший летописный свод передает эпическое сказание об аварско-дулебсь-ких отношениях:

В сизе времена быша и обри, иже ходиша на Ираклия царя и мало его не яша. Си же обры воеваху на словенех, и примучища Дулебы, сущая словены, и насилье творяху женам дулебьским: аще поехати будящее обърину, не дадяше въпрячи коня ни вола, но веляше въпрячи 3 ли, 4 ли жен в телегу и повести обърена, и тако мучаху дулебы. Быша так как Обри телЪм велици и умъм гЪрди, и Бог потребы я и помроша вси, и не осташа ни един Обрин, и ест притча в Руси и к сего дня: погибоша аку обри, их же нест ни племене ни наел едка11.

Понятно, что носителем этого эпоса были волынские потомки дулебов, через передачу которых он и попал в летопись. Попытки доказать, что составитель Древнейшего свода «изваял» дулебо-аварскую историю из литературного источника, выглядят ученой спекуляцией. Обычно ссылаются на письмо константинопольского патриарха Николая Мистика к болгарскому кагану Симеону (923/924), в котором написано, что авары погибли, не оставив ни племени, ни потомства12. Но такая мысль в X в. могла прийти в голову практически всем, кто слышал об аварах. В письме патриарха нет ни одного намека на телеги, запряженные женщинами. Кроме того, об издевательстве аваров над славянами в Карпатской котловине есть свидетельство в хронике Фредегара13, которая, конечно, не могла быть доступной киевскому книжнику. Менандр сообщает, что авары, чтобы причинить славянам беду, разоряли их поля (Менандр, 50).

Арабский историк Абу-л-Хасан ал-Масуді (+ 956) в своей книге, законченной ок. 947 г., дал интересную информацию о волынских племенах:

Из тех племен одно имело раньше в древности власть, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени покорялись все другие славянские племена, так как власть была у него и другие цари ему покорялись. Потом следует славянское племя Астарбрана, которого царь в данное время називается Саклаих; еще племя називаемое Ду-лаба, царь же их називается Ванж-Слава... Мы уже выше рассказывали о царе, которому подчинялись в давние времена другие цари, т. е. Маджак, царь Валинани, которое племя одно из коренных племен славянских, оно держится с достоинством между их племенами и имело перевес над ними. В дальнейшем же пошли неполадки между их племенами, порядок их был затронутый, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе князя14.

Трудно судить, получил ли эту информацию непосредственно сам ал-Масуди, находясь в контролируемых хазарами севернокаспийских городах, вычитал ли в старшей литературе, но она происходит от булгарських или хазарских купцов и отражает положение на землях за Днепром, прежде всего на Волыни, в начале X в. или даже в конце IX в.15 Трудно поверить, чтобы здесь речь шла о германских племенах или о прибалтийском городе Велинь, как стремились доказать польские исследователи16. Последнего к тому времени просто не существовало.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.