Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

ROSSICA ANTIQUA: Исследования и материалы - Страница 4

В X в., в условиях конфронтации христианского и мусульманского миров, еврейские купцы вели торговлю от Кордовы к Багдаду через Париж, Реймс, Трир, Регенсбург, Прагу, Краков, Перемышль, Киев, Булгар и Хорезм. Одним из таких купцов был еврей из Тортосы Ибрагим ибн Якуб ал Израиле ал ат-Туртузи (* до 912/913 + после 966), служивший при дворе кордовських халифов Абд ар-Рахмана III (912-961) и ал-Гамида II (961-976) и осуществивший в 965-966 гг. путешествие в славянские края. Его реляция не сохранилась, но ее фрагменты передали позднейшие мусульманские авторы ал-Бекри (XI в.), ал-Казвини и ибн Саид (XIII в.), а также ал-Нимариг (XI в.)17. Информация о волынских землях в реляции ибн Якуба практически совпадает с рассказом ал-Масуди. Только имя короля передано как Maha, а племя названо Wlinb Ъ.

Польские исследователи старшего поколения ухватились за этот аргумент, чтобы доказать связь с поморскими велетами. Т. Ковальский, намеренно уступая поморской версии, дал перевод «велитаба» вместо «велинаба»18. Последнее был вынужден признать такой солидный исследователь как Г. Лябуда19. Но часть польских исследователей приняла вариант Т. Ковальского и, опираясь на него, начала строить версии об ошибочности названия «Валинана» у ал-Масуди и связи «Велитаба» с велетами20. Я. Видаевич, обосновывая этот вывод, даже написал, что название «волыняне» появилось только в XI в., а Ал-Масуди писал в X в. и, значит, не мог о нем слышать.

Много сил для доказательства того, что этноним «волыняне» появился только после исчезновения этнонимов «бужане» и «дулебы», приложил также Г. Ловмяньский. В конце концов, понимая уязвимость собственной аргументации и невозможность велетской версии, он выдвинул новую догадку, что ал-Масуди и ибн Якуб писали о ругийском Велине, будто бы связанном с Волжским путем21. Западнопоморский или ругийский город Велин тоже появился не раньше конца X в., и нет письменных или других данных о существовании в этом регионе племени волынян, кроме созвучия названий.

Другие польские исследователи, которые обратили внимание на слабость прибалтийской версии, относят сведения ал-Масуди к Великой Моравии22. Последнее тоже не опирается на какую-либо убедительную аргументацию.

Что касается киевского летописания, на молчание которого относительно Волыни, обращают внимание приверженцы поморских и моравськнх версий, то у него к XI в. не было надобности писать о волинянах, как не было надобности писать о хорватах или сербах. Сами волыняне (как племенное княжество, а не жители определенной географической области) сходят с политической сцены с начала XI в. (как и бужане или лучане). В X в. их зафиксировал Баварский географ в контексте, который невозможно привязать к Балтике (правда, польские ученые для этого выдвинули тезис, что порядок названий у Баварского географа ничего не означает). Столица волынян город Волынь (Волин) впервые упомянут под 1018 г. уже как рядовой город, а после 1078 г. вообще исчезает из страниц летописей. Его городище круглой формы, периметром 250 м находится в верхнем течении Припяти под современной застройкой с. Городок Камень-Каширского р-па Волынской области23, из-за чего его исследование затруднено.

Первый переводчик ал-Масуди А. Гаркави считал, что арабский историк передал сведения VI в. о гегемонии племени волынян среди дулебского союза, закончившийся ок.560 г. в период аваро-дулебской войны, во время которой погиб король волынян Мезамир (Маджак)24. Эту мысль поддержали М. Ю. Брайчевский и Б. А. Рыбаков25 26, а также (не принимая тождества Мезамира и Маджака) В. О. Ключевський и Й. Маркварт20. Л. Нидерле пришел к выводу, что ал-Масуди передал события 593 г., а король Маджак был вождем антського союза, в котором гегемоном было племя волынян, тождественным Мусокию, о котором писал византийский историк Феофи-лакт Симокатта27.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.