Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Россия в Средней Азии и на Кавказе: «центр силы» постсоветского пространства - Страница 3

Сказанное означает, что почти в каждом регионе есть свой «полюс». Расчеты на 1999 г. показывают, что в Латинской Америке региональным полюсом является Бразилия с ВВП в 743 млрд долл., опережающая идущую вслед за ней Мексику (429 млрд долл.) почти в два раза. В Африке полюсом является ЮАР (ВВП — 133 млрд долл.); за ней идет Нигерия (38 млрд долл.). На Ближнем и Среднем Востоке таким полюсом можно считать Турцию (186 млрд долл.); за ней Иран (111 млрд долл.). В Восточной Азии — это Япония (около 4 трлн долл.), за ней КНР (около 1 трлн долл.). В Западной Европе полюсов вообще нет, поскольку Германия с ВНП в 2,1 трлн долл. недостаточно опережает экономический потенциал идущей вслед за ней Франции, ВНП которой 1,4 трлн долл. [3].

На глобальном уровне существует в настоящее время только один полюс, и им являются США (ВНП более 8,3 трлн долл., что в два раза опережает ВНП идущей вслед за ними Японии) [3].

В Восточной Европе и СНГ наиболее сильное государство — Российская Федерация (см. Таблицу 1).

ТАБЛИЦА 1. Экономический потенциал (ВНП) стран

Прикаспийского региона и Средней Азии в 1999 г., в млрд долл.

Страна

ВНП

Место в мире

Азербайджан

4,4

116

Армения

1,9

151

Белоруссия

26,6

61

Грузия

3,4

128

Индия

442,2

11

Иран

110,5

33

Казахстан

18,9

68

Киргизия

1,4

159

Пакистан

64,0

44

Россия

332,5

16

Таджикистан

1,8

153

Туркменистан

3,2

132

Узбекистан

17,6

70

Украина

37,5

55

Источник: Арин О. Двадцать первый век: мир без России (рукопись) со ссылкой на World Bank. World development Report 2000/2001. С. 274-275.

В Восточной Европе полюсом в 1990-х годах являлась Россия (333 млрд долл.), за ней Польша (153 млрд долл.). В результате кризиса 1998 года в 1999 году Россия утратила качество полюса силы в Восточной Европе из-за резкого падения своего ВВП до 240 млрд долл., в то время как Польша его нарастила до 161 млрд долл. Оценки реального российского ВВП разнятся: в 1999 году от 240 млрд долл. [3] до 612 млрд долл. [80] в этом же году, разница связана с методиками подсчета, однако в данной работе авторы пренебрегли расчетами по ППС, поскольку они имеют зна-

В

Чение больше для оценки внутриэкономической ситуации в стране, а для международных отношений достаточно сравнивать ВВП и ВНП [95]. Экономический потенциал России позволяет формировать «полюс» в рамках СНГ (ВВП идущей вслед за ней Украины — около 38 млрд долл.). Российский экономический потенциал (ВНП), по которому она в 1999 г. занимала 16-е место в мире, а по ВВП на душу населения — 98-е (а если через ППС — 80-е место), не только не «тянет» на глобальность, но даже и на региональность. Место России в качестве «полюса» локально — в пространстве СНГ [95].

Геостратегическая структура международных отношений определяется не через полюса, а через категорию «силы», формирующей «центры силы» (чаще всего государства).

«Центр силы» — это субъект, имеющий возможность подчинить деятельность других субъектов или акторов международных отношений в соответствии с собственными национальными интересами. В зависимости от сферы распространения такого контроля центр силы может быть локальным, региональным или глобальным. «Гегемония» — это сила, направленная на подчинение всех акторов международной политики на реализацию интересов гегемона [3; 95].

Разница между геоэкономическим полюсом и центром силы заключается в том, что первый субъект — полюс — не обязательно действует в системе международных отношений. Например, Китай до начала XIX века по экономической массе превосходил любую страну Европы, но практически не вел активной внешней политики, т. е. не навязывал свой контроль в системе международных отношений [3]. Другими словами, полюс превращается в центр силы лишь при условии проведения активной и агрессивной внешней политики, нацеленной на подчинение других акторов своим внешним и внутренним интересам.

Закон «центра силы», по формулировке О. А. Арина, гласит: субъект ПОЛЮСА превращается в ЦЕНТР СИЛЫ, если объем его внешнеполитического потенциала (ВПц) превосходит внешнеполитический потенциал субъекта-конкурента как минимум в 4 раза [3; 95].

Сам по себе ВПц формируется через суммарный ресурс, затрачиваемый на внешнюю политику. Этот ресурс слагается из финансовых потоков, которые закладываются в бюджет страны, реализуемый через аппарат внешней политики (АВП). Хотя нередко трудно четко определить, что относится к внешней, а что к внутренней политике, тем не менее существуют некоторые институты, которые однозначно относятся к АВП: министерство иностранных дел, министерство обороны, информационно-пропагандистские службы, пограничная охрана, внешнеэкономические организации, службы внешней безопасности или разведки и пр. [3; 95] (см. Таблицу 2).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.