Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рождение города. Очерки ранней истории Одессы - Страница 10

Напомним, что для высшего сословия русский язык того времени ограничивался преимущественно изданием так называемых официальных документов, тогда как их подготовка весьма часто велась на языках иностранных. Этим же объясняется, почему немка Екатерина II, диктуя своим секретарям черновики текстов указов, предпочитала название Гаджибей. Что касается прочего, то следует отметить, что трансформация, например, согласных «к» и «х» во всех тюркских языках невозможна по определению. Поэтому, скажем, Хаджибей или Куяльник, неизменно произносились тюркоязычным населением одинаково.

Каховский предложил разделить всю область на четыре уезда, с соответствующим строительством четырех уездных городов. Однако Хаджибей в этот список не вошел, хотя генерал и отметил его удобное местоположение. Впрочем, следует отметить, что в это время на юге России возникновение любого населенного пункта нередко сопровождалось пышным указом о строительстве города, десятки, если не сотни из которых не только городами, но и крупными селами не стали. Порой дело доходило до нелепости, когда на карте империи конца XVIII в. обозначался город, а в реальности на указанном месте находилась небольшая деревушка с несколькими десятками жителей, а то и таковых не было.

Близость границы с Турцией продиктовала необходимость строительства военных укреплений. С этой целью в июне 1792 г. решено было начать строительство так называемой днестровской линии, в которую должны были войти пять крепостей: 1) «Средняя крепость», /будущий Тирасполь/, 2) Гад-жидерская /Овидиополь/, 3) Гаджибейская /Одесса/, и две около Очакова, непонятно почему включенные в днестровскую линию.

Закладка Хаджибейской крепости состоялась 10 июня 1793 г, Соответственно в это же время началось и обустройство гавани для гребного флота. Непосредственное руководство строительством крепости и гавани возлагалось на незадолго до этого получившего звание вице-адмирала О. М. Дерибаса и подполковника инженерной службы Ф. П. Деволана. Общий контроль за всеми работами на Днестровской линии был поручен А. В. Суворову, возглавившего учрежденную в Херсоне Экспедицию строения южных крепостей.

Крепость рассчитывалась на 2000 человек гарнизона при 120 орудиях. Находилась она на территории нынешнего парка им Т. Г. Шевченко, примерно на том месте, где до наших дней сохранились остатки карантинной стены. Формально крепость просуществовала вплоть до 1811 г., но в действительности она прекратила свое существование в сентябре 1803 г., когда по приказу герцога Ришелье ее строения были используемы под карантин, с соответствующей перестройкой двух ее казарм инженер полковником Ферстером.

Впрочем, уже летом 1793 г, развернулись события, которые резко изменили все планы относительно Хаджибея, поставив его в центр политической жизни юга империи.

Еще Г. А. Потемкин понял невыгодность Херсона в качестве главного порта на Черном море. Скованный в зимние, месяцы льдом, Днепр и лиман не были безопасны для навигации и весной, когда река выносила льды, опасные для деревянных корпусов кораблей. Аналогичные неудобства представлял собой и возникший в устье Буга в 1789 г. Николаев. Кроме того, данные порты были удалены на значительное расстояние от моря и проход через мелководные устья крупнотоннажных судов был затруднен. План Потемкина, вынашиваемый им в конце жизни, соорудить порт на острове Тендра, в 40 км от Кинбурна, также был явно неудачен. Так как строительство в песчаном грунте, сооружение обводных каналов, мелководье и сильные подводные течения требовали огромных затрат и усилий. Поэтому в 1793 г. правительство распорядилось продолжить гидрографические изыскания вдоль черноморского побережья всей Очаковской области, вплоть до устья Днестра.

4. ПЕРВОСТРОИТЕЛИ

Возглавлявший Черноморское адмиралтейство вице-адмирал Николай Семенович Мордвинов предлагал строить новый порт в Очакове. С точки зрения здравого смысла этот план был достаточно привлекательным - прямое сообщение с внутренними губерниями страны через Буг и Днепр, близость крымских портов и целый ряд других преимуществ, вытекавших из удачного местоположения. Поэтому Очаков казался наиболее приемлемым для большинства специалистов в Херсоне, Николаеве и в Петербурге. Между тем, Дерибас, Деволан и подполковник инженерной службы Андрей Шостак, лично обследовавшие все побережье от Очакова до устья Днестра, измеряя глубины рейдов и заливов, выдвинули неожиданно смелый проект - строить главный порт на Черном море в непосредственной близости от турецкой границы, в Хаджибее.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.