Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Русские и украинцы - Страница 10

То же самое касалось и польских королей. Так, после захвата в 1352 г. Галиции король Казимир III обязался платить дань татарам в полном объеме за ту часть русской земли, которую он захватил, то ость за Галицию. Об этом узнали прусские рыцари и туг же донесли папе Йнноксіггйю VI. Тот в 1357 г. в булле к польскому королю Казимиру упрекал ого в том, ч'го с отнятых у схизматиков земель Казимир уплачивает дань «татарскому королю».

Так что идея спасения от та тарской дани, а тем более от набегов более чем несостоятельна.

А вот реальной причиной призыва литовских князей является отказ владимиро-суздальских князей от Малой Руси.

В 1243 г. хан Батый дал ярлык на Киевское княжество великому князю владимирскому Ярославу Всеволодовичу. Но тот в Киев не поехал, а якобы посі’авйл там своего наместника — тысяцкого Дмитра Ейновича. Почему я пиш}’^ «якобы»? Ну, во-первых, личность этого Дмитра нс ясна. Возможно, это был тот самый воевода, оборонявший Киев. Позже он сопровождал армию Бату-хана в походе в Цсігграліліую Евроігу. Во-вторых, пет никаких конкретных документов об управлении владимирским князем Киевом.

После смерти князя Ярослава Всеволодовича в далеком Каракоруме состоялась раздача ярлыков. Младший сын Ярослава Андрей получил ярлык на Владимир, а старший Александр — на Киев. Предположительно и Невский до 1263 г. поставил в Киеве своеш наместника. Затем до 1271 г. ярлык на Киев имел его младіпйй брат Ярослав Ярославич, который традиционно не появлялся в Киеве. Забегая вперед, скажу, что и позже т атарские хаівы выдавали ярлыки па Киев великим князьям владимирским. Так, владелі>цем такого ярлыка был даже Иван Калита.

Ряд историков статают, что сразу после Батыевой рати Киев, также как и Канев, и другие города, управуялся вечем и какими-то самозваными персонажами — нс Рюриковичами, а атаманами. Так, Плано Карпини пишет, что в Каневе управлял какой-то Михай. А в своей грамоте рязанский гаіязь Олег Ин-горсвич упоминает о «владетеле Черниговском Иване Шапке» (около 1250 г.}.

«То, 410 Киев в этот период являлся автономной самоуправляющейся городской обіцйііой, косвенно подтверждается также рядом фактов из истории церкви. Так, в описании общерусского церковного собора 1273 г., проходившего в Киеве, князь нс упоминается, хотя он должен был обязательно находиться па столь знамспателыюм собрании, пршіявпіем правки к "Кормчей книге", по которой еще долго строилось управление церковными организациями всей Руси. Не упоминается он и па похоронах видного церковного деятеля того времени, мйірополйта Кирилла, поірсбеішого в 1282 г. в Софии, хотя ЛС1ЮІШССЦ и огаечаст, что "тамо (в Софийском соборе) паки иевпюс па пимъ и служившее вси еиископи Рус-стии со всем священнымъ съборомъ"»*^.

В то сірашііос время жи1Ъ без мудрого князя и его сильной дружины русским 1’ородам было несподручно. Вот они и обращались за защитой к храбрым Гсдимиповичам.

Кстати, подобное происходило не только па терррггории Малой и Белой Руси. Так, например, удслышй литовский князь Довмоігг (Домаптас) в 1265 г. поссорился с литовским князем Воипхелком и предложил свои услуги псковичам. Вместе с ним в Псков прибыли 300 литовских дружинников.

Климовский С. И, Замковая гора в Киеве: пять тысяч лет истории. Киев: Стилов, 2005. С. 58.

В данном случае это были в основном этнические литовцы-язычники, да и сам Довмонт был таковым.

Сразу по прибытии в Псков Довмонт прип5?л крещение в соборной церкви Святой Троицы и получил православное имя Тимофей. Псковские мужи почесали в затылках, да и выбрали Довмонта-Тимофея князем. Замечу, что стаіус князя в Пскове был аналоітічен стаіусу князя в Новгороде. Так, князь не мог жить в кремле, и тот же Довмоігг построил себе и дружине Довмонтово городище.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.