Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

САМОЛЕТ-ЭПОХА - Страница 2

Так, например, стало возможным, вспомнить о создателях «техники особой секретности» - радиоуправления летательными аппаратами, воздушно-десантной техники и т. д.

При этом здесь мы постарались привести краткие биографические сведения о некоторых конструкторах, изобретателях, испытателях и летчиках - людях исключительно одаренных и преданных делу.

Если при этом нам удалось вызвать интерес читателей к более глубокому изучению затронутых проблем и связанных с ними событий - наш труд не будет напрасным.

ПАМЯТЬ О ВЕЛИКИХ СВЕРШЕНИЯХ

(вместо предисловия)

В 2009 г. мы отметили два славных юбилея в истории отечественной авиации - 80 лет трансконтинентальному перелету самолета АНТ-4 «Страна Советов» из Москвы в Нью-Йорк протяженностью более 20 тыс. км и 75 лет спасательной операции по эвакуации со льдины более 100 человек экипажа и пассажиров затонувшего во льдах парохода «Челюскин».

Эта гуманитарная миссия имела мощный политический резонанс во всем мире. Не случайно после ее успешного завершения в СССР было введено высшее отличие - звание Героя Советского Союза. Первыми Героями стали семь летчиков, вывезших зимовщиков со льдины - Ляпидевский, Леваневский1, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов, Доронин, остальные пилоты были награждены орденами. Впоследствии за мужество и героизм звание Героя Советского Союза в СССР получили более 12 тысяч человек. В новой России это высшее отличие трансформировалось в звание Героя России.

И перелет 1929 г., и челюскинская эпопея 1934 г. изобиловали воздушными приключениями в тяжелейших метеоусловиях. Но если многочисленные перипетии перелета над тремя материками и Тихим Океаном знали, в основном, лишь участники перелета, то за спасением челюскинцев, затаив дыхание, следил буквально весь мир.

Известие о гибели парохода «Челюскин» и о людях на льдине буквально молнией облетело земной шар и потрясло весь мир. «Быстрое спасение при помощи самолетов, - писала «Прагер Пресс», - невозможно не только потому, что в таких отдаленных местах никогда не бывает достаточного числа необходимых самолетов, но и потому, что время года противодействует полетам: туманы, метели, сильные ветры». Датская газета «Поли-тикен» поспешила напечатать некролог, посвященный славному руководителю челюскинцев - Отто Юльевичу Шмидту. «На льдине,- писала она, - Отто Шмидт встретил врага, которого никто еше не мог победить. Он умер, как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного ледовитого океана».

Страна напрягала все усилия, чтобы спасти своих сынов. Самолеты, морские суда, механизированный транспорт, ледокол, самоотверженные люди - все было брошено на борьбу со стихией. Спасательные работы, которыми руководила правительственная комиссия т. Куйбышева, приняли невиданный в условиях Арктики размах. «С восхищением следим, - писали Сталин, Молотов, Ворошилов, Куйбышев, Орджоникидзе, Каганович начальнику экспедиции Шмидту, - за вашей героической борьбой со стихией и принимаем все меры к оказанию вам помощи. Уверены в благополучном исходе вашей славной экспедиции и в том, что в историю борьбы за Арктику вы впишете новые славные страницы».

Посмеивалась фашистская печать над большевистским планом спасения. «Фелькишер Беобахтер», пога-ненький национал-социалистский официоз, писал, что «принятые до сих пор меры по спасению челюскинцев проводятся слишком поспешно и без плана». Но какие меры ни принимай - ничего не выйдет у большевиков. Самолеты отправляются на верную гибель, их ждет обледенение, «каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности». Надо предоставить людей самим себе. Не поддерживайте с лагерем Шмидта и радиосвязи, твердит «Фелькишер Беобахтер», ибо «с психологической точки зрения радиоустановка является вредной потому, что она возбуждает в потерпевших крушение ложные надежды, которые потом не осуществятся». Отправляйтесь пешком, подбивал враг, может тогда что-нибудь и удастся.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.