Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

САМОЛЕТ-ЭПОХА - Страница 3

Участники экспедиции показали непревзойденный образец стойкости и дисциплины. Они выдержали всемирный экзамен...

«Ни одного человека не отдадим в жертву Арктике» - таков был сталинский пароль. И большевистская организованность двинулась в наступление на лед, бурю, суровую зиму Чукотки, на Анадырский хребет».

В спасательной экспедиции участвовали самолеты разных типов, в том числе два американских и один немецкий. Однако решающую роль сыграли советские машины - детище отечественной авиапромышленности. Бесстрастная статистика подтверждает это заключение. Больше всех - по 9 полетов на льдину совершили «Старик» и «Юноша» (так чукчи окрестили Молокова и Каманина, фамилиями летчиков они не интересовались). Первый на Р-5 вывез 39 человек, второй - 34. Водопьянов на Р-5 за три полета вывез 10 человек, остальные: Ляпидевский (АНТ-4) - 1 полет (12 человек), Слепнев («Флейстер») - 1 полет (5), Доронин (ПС-4 - это Юнкере W33) - 1 полет (2), Бабушкин (Ш-2) - 1 полет в один конец (2 чел.). Только простые и надежные как палка Р-5 конструкции Н. Н. Поликарпова отлетали без крупных поломок, хотя у них постоянно рвались стяжные ленты в центроплане. Без них ни «американцы», ни «немцы» ничего бы не сделали. Скорее всего, без посторонней помощи «иностранцы» так и остались бы на льдине.

Среди этой «воздушной армады» и множества рейсов на льдину следует выделить самый первый полет 5 марта 1934 г. Его совершил экипаж А. В. Ляпидевского на АНТ-4, этим рейсом летчики доставили на льдину необходимое снаряжение и вывезли всех женщин и детей.

После гибели «Челюскина» зимовщики прожили на льду ровно два месяца, дожидаясь погоды и самолетов, а полет 5 марта разделил это ожидание на два периода и, что особенно важно, вселил в людей надежду на спасение.

«Я мечтал, - говорит Ляпидевский, - прославить свою страну: быть великим советским летчиком, стать удивительным советским человеком. Родина! Этим все сказано. Отдать свои силы и жизнь родине». Стальная птица реет над безграничными ледяными просторами Чукотского моря в поисках затерявшейся экспедиции. Десятки раз бесстрашный водитель «АНТ-4» бросается в неравный бой с пургой и жестокими морозами, когда моторы отказываются нормально работать. «Локти готов грызть от досады... Будто кто-то насмехается надо мной. Выть хотелось от злости. Душа горела», - так реагировал советский пилот на первые неудачные попытки оказать помощь тем, кто терпеливо ждет на льдине.

Не зря повторяет в своем рассказе Ляпидевский слова вождя: «Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять». С исключительным мужеством и упорством он ведет неравный бой с природой, чтобы выполнить приказ правительства и оказать помощь советским людям, взятым в плен ледяной стихией».

В челюскинской эпопее в полной мере проявились высокий профессионализм, смелость, отвага и сила духа всех принимавших в ней участие людей - как челюскинцев, так и спасателей. Челюскинская эпопея остается в нашей памяти как пример благородства, отваги и мужества. Беспримерное мастерство советских летчиков и технического совершенства машин вызывали восторженные отклики во всем мире.

Особое внимание стоит обратить и на самолет, первым долетевший до ледового лагеря. Ближе всех на Чукотке он оказался вовсе не случайно, уже в конце 1933 г. остро встала задача вывоза людей с зазимовавших во льдах пароходов.

Созданный в ОКБ А. Н. Туполева самолет АНТ-4 (ТБ-1, Г-1) оказал огромное влияние на развитие отечественной и мировой авиации. Наиболее полно и ясно о нем сказано в книге В. Б. Шаврова «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года»:

«ТБ-1 (АНТ-4) - первый в мире цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. В 1925 г. нигде в мире признаки бомбардировщика не были столь полно и удачно объединены в одном самолете, как это имело место в ТБ-1. Этот самолет стал прототипом решительно всех последующих многомоторных бомбардировщиков свободнонесущей монопланной схемы, по существу единственной, нашедшей широкое применение. В этом - приоритет нашей страны и заслуга А. Н. Туполева.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.