Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

САМОЛЕТ-ЭПОХА - Страница 7

О. Ю. Шмидт на льдине у самолета

Памятная медаль




Уникальные кадры гибели парохода «Челюскин»

«Свердловск» и «Лейтенант Шмидт». Затем оно должно было служить базой для переброски больных с зимующих пароходов.

К концу ноября самолеты выгрузили на лед, собрали и облетали. 29 числа Ляпидевский опробовал в воздухе первый самолет, сел на лед вблизи парохода. Выявили ряд дефектов, механики принялись за их устранение. Ляпидевский в группе был самым опытным летчиком, в 1932 г. он стажировался на АНТ-4 в Москве в НИИ ВВС. Конкин на АНТ-4 не летал, он обучался на ходу во время опробования второго самолета. Всего сделали семь посадок.

По прибытии начальником экспедиции назначили Г. Д. Красинского, опытного полярника, прекрасно знавшего ледовую обстановку. В 1927-1929 гг. он участвовал в трех дальних перелетах по Восточной Сибири и Чукотке. Ляпидевский вспоминал, что именно Красин-ский первый сказал ему, «что «Челюскин», пожалуй, из льдов не выберется - потонет» и предложил снимать людей с «Челюскина» в первую очередь.

Сложность обстановки усугублялась полярной ночью. До судна в один конец требовалось около семи летных часов, а бывали дни, когда солнце вообще не всходило. Получив разрешение Шмидта, попытались лететь к «Челюскину», несмотря на то, что там была площадка шириной всего 50 м, а для АНТ-4 требовалась как минимум в три раза шире. Промежуточной базой должен был стать Уэллен на мысе Дежнева. Перелететь туда смогли только 20 декабря, неоднократно вылетая и возвращаясь из-за ненадежной работы моторов. Несколько раз полярного дня не хватало, чтобы успеть запустить и прогреть оба мотора.

Прибыв в Уэллен в конце декабря, Ляпидевский сделал две попытки вылететь к «Челюскину», но из-за моторов оба раза возвращался. Однажды на взлете он зацепился за что-то правой лыжей, но обошлось без происшествий. Во втором полете в мороз в 34° Ляпидевский сильно обморозился, затем ему пришлось вернуться в бухту Провидения за вторым самолетом, поскольку иссяк запас сжатого воздуха для запуска моторов. Путешествие на собаках длилось неделю, с 11 по 18 января. Из-за пурги второй АНТ-4, загруженный десятью баллонами сжатого воздуха, с привязанной к фюзеляжу водомаслогрейкой, вылетел в Уэллен только 6 февраля, но из-за погоды сел в заливе Лаврентия.

13 февраля на Чукотке первыми узнали о гибели «Челюскина». Пока раздавленный льдами пароход медленно тонул, с него на льдину успели снять все необходимое, в том числе и самолет-амфибию Ш-2 М. С. Бабушкина.

Сообщение о том, что на льду оказались более 100 человек, в считанные часы облетело и потрясло мир. В Москве сразу после получения радиограммы по поручению зампредсовнаркома В. В. Куйбышева собрали совещание у председателя Арктической правительственной комиссии С. С. Каменева, где наметили первые шаги по организации спасения челюскинцев. Совещание еще не закончилось, еще редактировался проект

АНТ-4 экипажа А. В. Ляпидевского

Потерпевший аварию АНТ-4 на льду Колючинской губы

Постановления о намечаемых мероприятиях, как стало известно, что по инициативе И. В. Сталина организована правительственная комиссия под руководством В. В. Куйбышева для спасения челюскинцев.

Основной трудностью были огромные расстояния от лагеря Шмидта до промышленных районов СССР. В те годы на громаднейшей территории Чукотки проживало около 15.000 чукчей и эскимосов. Вдоль всего берега тянулась цепочка стойбищ и селений. Летом средством сообщения служил водный путь, зимой - собаки.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.