Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

САМОЛЕТ-ЭПОХА - Страница 8

Первым делом правительственная комиссия поручила Главному управлению Севморпути (ГУСМП) наладить бесперебойную радиосвязь с лагерем Шмидта и Чукотским полуостровом. Решили мобилизовать в помощь Шмидту все местные средства Чукотки. Комиссия немедленно назначила чрезвычайную тройку на Чукотке под председательством начальника станции ГУСМП на мысе Северном Петрова. Ему поручили мобилизовать собачий и олений транспорт и немедленно привести в летную готовность все находившиеся на Чукотке самолеты.

Среди них был У-2 («Н-4») пилота Куканова на мысе Северном. Осенью 1933 г. он перевез пассажиров с зазимовавших у мыса Шелагского судов, но в одном из последних перелетов повредил шасси. На полярной станции Уэллен стоял еще один У-2 с ненадежным мотором, первоначально закрепленный за летчиком Конкиным, летавшим вторым пилотом у Ляпидевского (фактически один экипаж на два самолета). Второй АНТ-4 сначала числился за Чернявским, о его участии в экспедиции сведений нет. Еще был совсем изношенный ЮГ-1 (трехмоторный Юнкере G24), его даже не пытались использовать. Состояние материальной части, в том числе и самолетов Ляпидевского, всем внушало опасение.

Пока в Москве создавали правительственную комиссию, местные власти на Чукотке попытались спасти челюскинцев своими силами, направив в лагерь экспедицию на собаках. Однако из первых донесений Петрова комиссия пришла к выводу, что местных средств для спасения челюскинцев явно недостаточно, поэтому немедленно наметили целый ряд мероприятий, среди них отправка на Чукотку трех авиаотрядлв. Но пока многочисленные «силы спасения» экстренно перебрасывали на Чукотку, ближе всех к лагерю Шмидта находился А. Ляпидевский. Пурга, начавшаяся 6 февраля, стихла только к утру 18-го. На термометре -19°, на небе ни облачка, ветра нет. За 40 минут летчик перелетел в Уэллен, где пересел на первый АНТ-42 и полетел в лагерь Шмидта.

После взлета пришлось возвращаться, так как обнаружилось, что «снова не работают приборы. Не работает «саф», масляный манометр, водяной термометр. Вдобавок перебои левого мотора...» Следующая попытка из-за погоды состоялась только 21 февраля. Ляпидевский, по его расчетам, долетел до лагеря, но льдину

ЛЯПИДЕВСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1908-1983)


Родился 23.03.1908 г. в станице Белая Глина ныне Краснодарского края. Детство провел в городе Ейске. Работал на маслобойном заводе, помощником шофера.

В армии с 1926 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 г. - Севастопольскую школу морских летчиков.

Служил летчиком-инструктором в Ейской школе морских летчиков, затем в строевой части ВВС Балтийского флота. С 1933 г. - в запасе.

Работал пилотом в Дальневосточном управлении ГВФ. В 1934 г. с аэродрома Уэлен в сложных метеорологических условиях предпринял 29 полетов для поиска челюскинцев.

05.03.1934 г. первым совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - 10 женщин и 2 детей.

За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, 20.04.1934 г. присвоено звание Героя Советского Союза № 1.

С 1935 г. - вновь в армии. В 1939 г. окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского.

С 1939 г. - заместитель начальника Главной инспекции НКАП, директор авиационного завода.

Участник Великой Отечественной войны: с сентября 1942 г. по сентябрь 1943 г. - заместитель командующего 7-й Воздушной армией (Карельский фронт).

С сентября 1943 г. вновь директор авиационного завода. После окончания войны работал Главным контролером Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности, директором авиационного завода. С 1961 г. - в запасе.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.