Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Самолеты С. А. Лавочкина - Страница 6

Вышли они из кабинета, тут Гудков и взмолился:

—  Вы уж. меня, ради бога, от себя не отпихивайте. Я, как могу, тоже буду принимать участие, мне тоже надоело с бумага. ми по кабинетам бегать». [1]

Вероятно, доклад Кагановича прошел удачно, и и. м разрешили начать работу...

В наркомате Лавочкину приходилось занимаз ься вопросами производства воздушных винтов. Изготавливались они как из дерева, так и из алюминиевых сплавов. Но во второй половине 1930-х годов появилась технология изготовления композиционных (если можно так выразиться) деревянных полуфабрикатов из склеенных и пропитанных бакелитовым лаком листов шпона. Подобный материал, получивший название дельта-древесина, по характеристикам прочности соответствовал обычной фанере, но отличался влагостойкостью. Чуть позже специалисты завода «Карболит» усовершенствовали технологию.

Собранный пакет из шпона толщиной 0,5 мм и пропитанный бакелитовым лаком прессовали при температуре 145-150’’С и давлении 1-1,1 кг/мм-. В итоге, по данным эскизного проекта будущего ЛаГГ-3, уплотненная древесина имела временное сопротивление растяжению 27 кг/м. м^, тогда как у сосны этот параметр составлял И кг/м. м^, у алюминиевого сплава Д-16 — 43 кг/мм*. [2; 3]

Тщательное изучение нового конструкционного материала привело к выводу о возможности использования дельта-древесины при изготовлении цельнодеревянного истребителя. Эта тема была очень актуальна, поскольку основным технологическим процессо. м на советских авиазаводах была деревообработка. Ощущалась острая нехватка хро-мансилевых полуфабрикатов, использовавшихся преимущественно в ферменных конструкциях, еще острее ощущался дефицит алюминиевых сплавов.

В то же вре. мя главный инженер завода № 167 по производству авиационных лыж и воздушных винтов, дислоцировавшегося в подмосковном Кунцево, Л. И.Рыжков разработал технологию изготовления дельта-древесины. По-видимо. му, первым, кто применил ее в конструкции планера истребителя И-28, был В. П.Яценко. Вслед за ним новым. материалом воспользовались В. П.Горбунов и С. А.Лавоч-кин. А завод в Кунцево стал первой производственной базой будущего конструкторского бюро Лавочкина — ОКБ-301.

В разных публикациях можно встретить противоречивые сведения о составе ОКБ-301. Одни утверждают, что его костяк составили бывшие сотрудники КБ Д. Г1.Григоровича, другие уверены, что оно было создано на основе коллектива А. В.Силь-ванского. Однако следует учесть, что Григорович умер в 1937 году, и к концу следующего года его сотрудники успели «ра:ібсжаться» по разным организациям (хотя часть их впоследствии и оказалась в

ОКБ-301), а разработка истребителя Сильванского прекрач'илась в соответствии с постановлением Комите'1'а обороны № 219 от 4 марта 1940 юда, т. е. позднее, чем организовалосв ОКБ-301.

В плане опытного самолетостроения 1-ю главного правления НКАП, подготовленного я марте 1939 года, ОКБ-301 предписывалось раарлбогать эскизный проек т и построить макет пушечноі’о нс требителя с мо тором М-105. До этого ОКБ-301 ноз главля.1 известный планерист А. А.Дубровин. Там под его руководс I ном соадавался отечественный вариант французского учебного самолета фирмы «Кодрон», Серийный завод № 301 изготавливал фюзеляжи ближнего бомбардировщика ББ-22 (Як-2), предполагался выпуск «Кодроиов». Но в начале 1939 го. да работа над фразщузскнм самолетом прекратилась, а Дубровина отправили на авиацион ный завод в Харьков.

Этим обстоятельством и воспользовались в НКАП, временно передав ОКБ-301 в распоряжение 1'орбунова.

Спустя немногим больше месяца из НКАП н НИИ ВВС ушло иись. мо с разъяснениями по ноной машине, где, в час тности, говорилось, что примене нне упрочненной древесины па серийном самолете не предполагается. Тогда же планировали изготовить один самолет с применением упрочненной древесины в слабо натруженных деталях, а второй — с применением этого материала на всех силовых деталях.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.