Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Семь футов под килем - Страница 1

Орская летопись


В. В. Шигин

СВИЬФУГОВ

ІЮДКНЛВІ/І

Москва

«Вече»

УДК 94(47) ББК 63.3(2)5 Ш55


Шигин, В. В.

-М.: Вече, 2013.—

Ш55 Семь футов под килем / В. В. Шигин. •

320 о: ил. — (Морская летопись).

ISBN 978-5-4444-0380-8

Знак информационной продукции 16+

Какова была корабельная и береговая жизнь моряков русского парусного флота? Наряду с тедд, что она имела много общего с бытом моряков других флотов XVIII—XIX веков, жизнь русского флота немало отличалась организацией службы и бытоустройства. Эпоха парусного флота в России началась с указа Боярской думы о создании регулярного флота в 1696 году и завершилась вскоре после окончания Крымской войны в 60-х годах XIX века. Об этих ста шестидесяти годах существования отечественного флота и пойдет рассказ в книге историка флота В. В. Шигина. Тематически она является продолжением другой работы автора — «Повелители фрегатов*.

УДК 94(47) ББК 63.3(2)5

ISBN 978-5-4444-0380-8

© Шигин ВЛ, 2013 © СХЮ «Издательство «Вече», 2013

Часть первая ДОРОГА В МОРЕ

Глава первая НА ЧЕМ ПЛАВАЛИ

Во вес времена плавание па парусных судах считалось одним из самых трудных и опасных видов человеческой деятельности. И это вполне объективно, і ак как даже определенные достижения науки не могли быть использованы для облегчения условий мореплавания под парусом, где все основывалось преимущественно на практическом опыте. Парусные суда были слабо оснащены технически, плохо ориентированы в открытом море и с болыпим трудом маневрировали.

Основой основ всякого регулярного военно-морского флота в XVIII—XIX веках слркили парусные линейные корабли, предназначавшиеся для ведения генеральных сражений в боевых линиях. Имеьпю организация слркбы на линейных кораблях определяла правила поведеіпія моряков и их быт на всем флоте в целом. Линейные корабли той эпохи — это ферзи на шахматных досках морских войн, вершины кораблестроительной мысли: многосотепный экипаж и десятки тяжелых орудий, громада дубового корпуса и мачты, упирающиеся в небеса. Создание и содержание подобных исполинов было под силу не всякой державе. Потеря каждого из линейных кораблей была всегда потерей общегосударственной, а потому их и берегли как зеницу ока. Они были также средоточием новейпшх достижений технической мысли. Как же выглядел типичный двухдечный парусный корабль российского флота?

На линейных кораблях под нижней палубой (гон-деком) делали помост на расстоянии 6 футов (около 3 метров) от днища — орлоп-дек, состоящий из рам, которые в случае необходимости приема особенно большого груза можно было снять. Пространство между гон-деком и орлоп-деком называлось кубриком. Он занимал, как правило, всю длину корабля, от форштевня до брот-камеры (там хранились сухари) в кормовой части. Все, что было ниже ісубрйка, именовалось трюмом, который был разделен на несколько отсеков. В носовом и кормовом отсеках трюма размещались две іфюйт-камеры для хранения пороха. Носовая крюйт-камера являлась основной, а кормовая — вспомогательной. На трехдечных 100-пупісчных кораблях была еще и третья, «висячая», крюйт-камера между грот - и фор-люками Впереди кормовой крюйт-камеры в трюме находились капитанский и офицерский погреба для хранения их продовольствия, кроме этого, там имелись особые выгородки, в копрорых хранились ядра, бомбы и гранаты. В трюме у грот-мачты (т. е в центре корабля) устанавливали помпы для откачки воды. Эту часть трюма наиболее плотно загружали балластом. В трюме также хранилось продовольствие для команды в бочках (вино, пиво, мясо и масло). Сухую провизию в рогожных кулях, котлы, весы и другую кухонную утварь размещали вьппе, на кубрике Средняя часть трюма в случае необходрлмости использовалась для размещения болышх и раненых. Между фок - и грот-мачтами хранили канаты, якоря, запааюй такелаж. Под крюйт-камерой обычно находилась кладовая с артиллерийскими принадлежностями: кокорами, рогами, зажигательными трубками и тд. У входа в крюйт-камеру располагались шкиперские выгородки для хранения парусов. Вдоль бортов на палубе кубрика между помещениями и корпусом оставалось некоторое свободное пространство — это были так называемые галереи, предназначавшиеся для удобства осмотра обшивки бортов, заделки пробоин и устранения течи.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.