Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сибирский юрт после Ермака - Страница 6

В одной из работ я попытался произвести очень приблизительный (насколько позволяют источники) расчет возраста Кучума и пришел к заключению, что он родился около 1537 г.1н. В таком случае во время разгрома на Чувашском мысу ему было сорок пять лет. Скорее всего, еще была жива его мать Сылы-ханым (в 1581 г. она совершила хадж23), у него рождались дети. В 1598 г. была пленена часть ханского семейства, в том числе двенадцатилетний сын Бибадша, шестилетний Ку-мыш и пятилетний Мулла (по другим данным, Бибадше было восемь лет, Кумышу — один год)24 25.

Жизнь в скитаниях оказалась сопряженной с постоянной нуждой, поисками пропитания и безопасных укрытий. Это особенно проявилось в конце жизни хана, когда он лишился большей части своих сторонников. По Ремезовской летописи, «Кучюм... житию своему скитался и места не обрете, яко обнажен всего дома, своего имения и скота

^  |з

И жителей лишен от живущих сибирян...» . Это положение выразил один из Кучумовых соратников краткой фразой: «мы все скудны»26. Все это сказывалось на состоянии организма немолодого «казака». Известно, что он стал терять зрение, отчего заказывал в Бухаре лекарства для глаз27. Легенды рассказывают, что Кучум не только ослеп, но и оглох и вообще настолько одряхлел, что его отпаивали кровью молодых козлят28. «Скудость» образа жизни наряду с потрясением от утраты престола, конечно, не способствовали крепкому здоровью.

В скитаниях хана сопровождало многочисленное семейство. Среди его родичей особенно выделялись сын Али29 и племянник Мухаммед-

Кул~Маметкул18. Последний расположился было на реке Вагае «от

Сибири к России. С. 106). Впрочем, А. Т.Шашков показал, что имя «Кихек» является результатом описки, появившейся при переработке Пермской владычной летописи (Шашков Л. Т. Сибирский поход Ермака. Гуманитарные науки. Вып. 1. С. 42). Однако мы не можем отрицать того очевидного факта, что в период вторжения Ермака на территорию Сибирского юрта и приступа к Искеру царевич Али ни разу не упомянут как участник противостояния. То есть в то время он, скорее всего, находился за пределами ханства и не мог помочь отцу.

18 В некоторых источниках он представлен как брат или сын Кучума. Определить степень их родства, кажется, позволяет отчество Алтаулович (изредка: Атаулович, Тоулович и т. п.), сопутствующее Мухаммед-Кулу в Разрядных книгах и других документах. Человек по имени Алтаул не упоминается в источниках по сибирской истории и в ханских родословных. Скорее всего, это прозвище самого Мухаммед-Кула или его отца, «превратившееся» в русское отчество. Попробуем предложить следующее объяснение. Восточные хроники и сибирско-татарский фольклор называют имя старшего брата Кучума: Ахмед-Гирей. Татарский хрописг начала XVII в. Кадыр Али-бек перечисляет трех сыновей хана Муртазы: Джаи-Гирай-султан, Ахмат-Гирай-султан и Ку-чум-хан (Сборник летописей. С. 156). Кроме того, в 1590-х годах рядом с Кучумом находился его брат Илиден. Но ми он, ни Джаи-Гирей никак не проявили себя в истории (последний, может быть, умер ребенком).

А вот Ахмед-Гирей являлся предшественником Кучума па сибирском престоле. В свое время мною было высказано мнение, что оба эти царевича воспитывались при дворе могущественного ногайского правителя Шейх-Мамая (Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. С. 208-210). Тог умер в 1549 г., оставив шесть сыновей. Их обиходное ногайское прозвище алтыулы («шесть сыновей») распространилось на улусных подданных этих мирз. На востоке Ногайской Орды, в ее левом крыле, в 1560-х годах стало формироваться все более самостоятельное квазиполигическое образование потомков Шейх-Мамая, которое в историографии иногда некорректно именуется Алтыульской Ордой. Ко времени воцарения в Искере Ахмед-Гирея и Кучума название «Алтыулы» уже давно стало нарицательным для восточной ногайской группировки и в то же время превратилось в условность, так как в начале 1580-х годов из шести Шейх-Мамаевых отпрысков в живых оставалось только трое (см. подробно: Трепавлов В. В. Тюркские народы средневековой Евразии. С. 79-94).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.