Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Социальная рыночная экономика - Страница 9

Носители политических решений, действующие в рамках экономики, управляемой из центра, не отрицают начисто значения пожеланий членов общества. "Люди, осуществляющие власть, скорее находят оправдание своего господствующего положения при авторитарном экономическом порядке в том, что они, по собственному убеждению, дей-стувуют в интересах народа. Авторитарность заключается в том, что перед лицом претензий руководства на обладание истиной все остальные мнения автоматически становятся неправильными и поэтому подлежат подавлению" (Нойман, 1987. с. 3, след.).

3. к ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОРЯДКОВ,

ОСНОВЫВЛЮШИХСЯ НА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Оценка экономических порядков по природе вещей, с одной стороны, зависит от системы ценностей, на которой основывается оценивающий, а с другой стороны, от специфической формы определенного экономического порядка. Тот признак, который сторонниками марксизма-ленинизма рассматривается как преимущество управляемой из центра экономики, например, централизованное управление хозяйством со стороны партии рабочего класса, в интересах этого класса, для сторонника индивидуалистического

Мировоззрения может являться недостатком, так как свобода индивидуальных действий в экономике, управляемой из центра, является меньшей, чем в нецентрализованном народном хозяйстве. Поэтому прежде всего необходимо изложить принципы, на которых основывается оценка экономических систем.

А Принципы оценки

Важной базой для оценки экономических порядков является принимаемая концепция социальной философии. Ниже будут вкратце представлены две противоположные системы ценостей, а именно — социальная философия марксизма-ленинизма и либеральная система ценностей.

Социальная философия марксизма-ленинизма исходит из той точки зрения, что история человечества представляет собой историю классовой борьбы; класс собственников, владеющий средствами производства, эксплуатирует не владеющих средствами производства, конкретно — рабочий класс, и отчуждает человека от самого себя. Задача человека в этом мире заключается в практическом формировании вещественного мира, воздействии на неорганическую природу и в том, чтобы подтвердить свой статус как вида, наделенного сознанием. Тем самым человек как вид ставится выше человека как индивида Человек отказывается в процессе труда от своего существа, опредмечивает его в природе, и тем самым утверждает в природе самого себя. Преодоление этого отказа через присвоение произведенного им продукта оказывается невозможным в силу существования частной собственности на средства производства, поэтому происходит отчуждение человека по отношению к природе, обществу и самому себе. К освобождению человека может привести только преодоление частной собственности. Устранение основного противоречия капитализма, т. е. устранение частнокапиталистического присвоения общественной продукции, делает производителя, т. е. трудящегося, идентичным владельцу обобщественными средствами производства, т. е. все тому же трудящемуся. В ходе этого развития эксплуататорского капиталистического общества в направлении социалистического общества марксистско-ленинская партия должна взять на себя монополию на руководство обществом. Ибо непоколебимая историческая

Правда состоит в том, что трудящиеся могут прийти к социализму только под руководством партии рабочего класса. Главным инструментом рабочего класса при построении социализма является социалистическое государство.

Вплоть до недавнего прошлого на основе изложенного здесь представления делался вывод о существовании социалистического общества в виде однопартийной системы и о поднятии рабочей партии до статуса государственной партии. (Является ли серьезным провозглащенный в некоторых государствах отказ марксистко-ленинских партий от монополии на власть и окажется ли такое состояние долговременным — покажет будущее.) Изложенной выше философии общества соответствует организация общества и государства на основе принципа демократического централизма, согласно которому рещения по основным вопросам жизни общества и экономики принимаются органами партии, полагающими, что они знают подлинные интересы народа, в то время как трудящиеся на основе принятых принципиальных рещений принимают участие в подготовке конкретных мер по их реализации.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.