Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сокрушение империи - Страница 7

В 1627-1628 годах было спущено на воду 18 галеонов с вооружением от 30 до 66 орудий (общее количество испанских королевских кораблей достигло 67 галеонов; для сравнения - в этот момент в Англии было около 20 королевских кораблей, во Франции - 42 корабля, тогда как в 1629-1632 годах больших кораблей испанцы не строили вообще.

К 1625 году стандартным военным судном под флагом Испании был 500-тонн^ій галеон с тремя мачтами и вооружением около 30 орудий и осадкой в 8-9 футов [9 - Кстати, галеоны водоизмещением менее 300 тонн у испанцев назывались galeoncetes, что можно перевести как «маленькие галеоны».]. Это были прочные, тяжелые суда, с двумя ярусами парусов (в основном - прямых), и вследствие этого маломаневренные. Однако галеон из-за своей прочности и вместимости был для испанцев унйверсальн^ім кораблем - он отлично подходил как для торговых, так и для военных операций, имел довольно сильное вооружение, большую команду (что было немаловажно при абордаже, а это основной боевой прием, культивировавшийся испанцами) и Hcnao*censored* мореходность во время штормов. В общем, это был именно океанский корабль, со всеми его достоинствами и недостатками. Основными центрами испанского кораблестроения являлись Кадис, Лиссабон, Ла-Корунья, Ферроль, а с 1610 года - и Гавана на Кубе, где строились отличные корабли из американского красного дерева. Средиземноморские и баскские эскадры содержали довольно большое количество галер и галиотов для действий в прибрежных водах противника.

Помимо галеонов йспанц^і строили и более мелкие корабли. В водах Европы очень часто использовались паташи - это маленькие военно-торговые суда (до 200 тонн), с одной-двумя мачтами, несущими преимущественно косые паруса. Аналогом их по использованию в голландском флоте были яхты [10 - Слово «яхта» в то время имело несколько значений. Если рассматривать данный тип судна, то изначально это судно для перевозки представительских персон. Военные же именовали «яхтами» все малые суда в составе эскадр. Здесь мы сравниваем паташи и яхты именно по второму значению.]. Большим плюсом этих кораблей была хорошая маневренность и большая скорость, однако вооружение их, конечно же, было гораздо слабее, чем на галеонах.

Для перевозки грузов или войск, а также во время нехватки кораблей испанцы часто фрахтовали суда частных владельцев. Они проходили в документах того времени как «урка» (urca). Это были транспортные корабли, в 300-400 тонн, довольно тихоходные и слабовооруженные, но очень вместительные.

Во Фламандской армаде часто использовались корабли, построенные по голландским образцам - это флейты, пинасы, яхты, и т. п. Мы поговорим об этих типах судов подробнее в следующей главе, но испанцы их часто числили либо палашами, либо «урками», что создало большую проблему в определении типов кораблей для современных исследователей.

Отдельной вертикали власти во флоте не было, хотя король назначал генерал-адмирала Океана, который, по сути, являлся морским министром. Тот в свою очередь назначал директор-генерала, то есть главнокомандующего флотом. В случае выхода какой-либо армады директор-генерал в походы посылал генерал-лейтенантов Океана. Эскадрами командовали капитан-генералы королевского флота. Парусные и гребные суда имели отдельное руководство, что создавало большие проблемы при совместных действиях галер и галеонов. В любой эскадре назначались капитан (командующий эскадрой) и альмиранте (его заместитель), причем и тот и другой не всегда были капитан-генералами (при этом это были не звания, а временные должности). Звания в испанском флоте давались не согласно опыту или знаниям, а по знатности и богатству. Связано это было не только с презрением к представителям буржуазии или людям мантии, а еще и с особенностями командования испанскими армадами. В походе очень часто командующие были обязаны покрыть неплатежи испанского министерства финансов за счет собственных или привлеченных средств, причем были такие случаи, когда эти расходы потом не возмещались.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.