Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Среднее Поднепровье На Рубеже Нашей Эры - Страница 3

В бассейне верхней и средней Вислы находились земли племен пшеворской культуры. Пшеворская культура возникла на лужицко-поморской основе. Античные авторы называют это повисленское население венедами. По мнению польских исследователей, в венедах следует видеть древних славян (Ко81тае-эдькт, 1965, стр. 245). Подтверждением указанной точки зрения является, как считают эти ученые, несомненная генетическая связь пшеворской (венедской) и более ранней лужицкой культуры, которая считается в своей восточной части праславянской. Историк VI в. н. э. Иордан свидетельствует о том, что склавины и анты — достоверно славянские племена середины I тыс. н. э.— в древности назывались венедами и обозначение славян словом «венеды» сохранилось вплоть до средневековья у германцев и финнов. Возможно, что в состав венедов входили и другие восточные соседи германцев, например бастарны, а также племена, жившие к востоку от Вислы (Тереножкин, 1961, стр. 230, 231). Менее вероятным является предположение, что под этим именем следует понимать только древние западнославянские племена.

Значительную часть территории Верхнего Приднепровья занимали племена различных археологических культур, оставившие после себя названия рек и местностей, которые свидетельствуют о том, что это население являлось по своему этническому происхождению балтами (Топоров, Трубачев, 1962, стр. 230, 283).

Что касается самого Среднего Приднепровья, то, как мы уже отмечали, прямых сведений о его населении, жившем на рубеже н. э., в письменных источниках не содержится.

Только на основании выявленных археологических памятников можно говорить о приднепровских племенах этой эпохи. Такими памятниками являются поселения и могильники зарубинецкой культуры, известной исследователям уже более 70 лет.

В предлагаемой работе на основе археологических источников рассматриваются особенности хозяйства, быта и культуры среднеднепровского населения Ш-Н вв. до н. э.—I в. н. э., которое нельзя исключить из звеньев наиболее ранних периодов истории восточных славян.

Автор видит свою задачу в рассмотрении этих среднеднепровских зарубинец-ких памятников и не касается материалов последующего времени (II—V вв.), в какой-то мере обязанных своим происхождением зарубинецкой культуре и связывающих ее с достоверно славянскими древностями третьей четверти I тысячелетия (Третьяков, 1968, стр. 58—67).

Эти памятники представляют собой особую сторону зарубинецкой проблемы, решение которой позволит окончательно выяснить версию о славянском происхождении этой культуры, в связи с чем упомянутые послезарубинецкие поселения и могильники требуют к себе особого внимания и специального исследования.

ЗАРУБИНЕЦКАЯ ПРОБЛЕМА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СЛАВЯНЕ, ГЕРМАНЦЫ ИЛИ БАЛТЫ?

Зарубинецкая культура была открыта известным киевским археологом В. В. Хвойкой, который в 1899г. у с. Зарубинцы Киевского уезда Киевской губернии обнаружил могильник с трупосожжением и специфическим набором погребального инвентаря (Хвойка, 1901, стр. 172—190). Подобные могильники были зафиксированы ими в других местах Среднего Приднепровья — Вите, Ржищеве,_ Пшцальниках, Пуховке, Вишеньках, Кийлове (Хвойка, 1913, стр. 43; Петров/ 1959, стр. 32—60). Раскопки на них, однако, не производились.

20 лет спустя на территории польского Подлясья и белорусского Полесья велись небольшие работы на могильниках зарубинецкого типа: у с. Гриневичи Бельки — 3. Шмитом ^гшй, 1922, стр. 111 —120), у с. Иванчицы — В. Антоневи-чем (Antoniewicz, 1928, стр. 173), у с. Казаргать — А. 3. Коваленей и С. С. Шутовым (Коваленя і Шутау, 1930, стр. 351—356).

В 1940—1941 гг. на Среднем Приднепровье у с. Корчеватого, возле Киева И. М. Самойловским был раскопан большой могильник (Самойловський, 1947, стр.101 — 109;Самойловский, 1959, стр. 61—93). Война помешала И. М. Самойлов-скому завершить исследования этого памятника, большая часть инвентаря которого в годы войны была утеряна.

Новый этап в изучении зарубинецких памятников наступил после окончания Великой Отечественной войны. Зарубинецкую культуру рассматривают уже как один из этапов славянского этногенеза.

Первая послевоенная разведочная Поросская экспедиция,  возглавляе

Мая Т. С. Пассек, обнаружила несколько зарубинецких памятников (Пассек, 1949, стр. 215). В последующие годы киевскими археологами — В. А. Богусе-вичем, В. И. Довженком, Е. В. Махно, И. М. Самойловским, Н. В. Линка, а затем Е. В. Максимовым, В. И. Бидзилей, А. И. Кубышевым, А. МШовкопляс, Е. А. Петровской, А. П. Савчуком, В. Д. Дяденко и др.— были исследованы зарубине-цкие памятники, находящиеся на берегах среднего течения Днепра.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.