Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Среднее Поднепровье На Рубеже Нашей Эры - Страница 6

В 1948 г. вышла книга П. Н. Третьякова «Восточнославянские племена», в которой зарубинецкая культура рассматривается как важный этап раннего периода славянской истории. Наличие генетических связей зарубинецких племен с земледельческими племенами Геродотовой Скифии в то время у П. Н. Третьякова сомнений не вызывало (Третьяков, 1948, стр. 43).

В 1950 г. московский скифолог П. Д. Либеров, изучавший скифские курганы Киевщины, пришел к выводу, что между этими курганами и «полями погребений» имеется много общего в особенностях обряда и в погребальном инвентаре. На этом основании П. Д. Либеров сделал вывод о наличии на Киевщине «единой этнической основы со времени бронзовой эпохи до самого предславянского времени» (Либеров, 1950, стр. 83).

В 1953 г. таких же взглядов придерживались Б. Н. Граков и А. И. Мелюко-ва. По их представлениям, в послескифский период, начиная со II в. до н. э., «продолжается дальнейшее развитие местной культуры и прежние навыки, в частности обряд трупосожжения и сильные связи с западными славянскими областями, несколько ослабленные под влиянием собственно скифской культуры. в VIII—III вв. до н. э., получают вновь дальнейшее развитие, пока не оформляются, наконец, в раннюю культуру полей погребений» (Граков, Мелюкова, 1953, стр. 121).

Культуру позднескифских племен правобережного Среднего Приднепровья изучала московский археолог В. Г. Петренко. Анализ материалов памятников, расположенных на правобережных притоках Днепра — Тясмине и Роси, привел ее к выводу, что «совокупность данных относительно характера поселений, хозяйства, керамики и погребального обряда населения IV—III вв. до н. э. в Лесостепном Правобережье и населения «полей погребений» позволяют с большей определенностью предполагать наличие между ними генетической связи» (Петренко, 1961, стр. 100).

По мнению А. И. Тереножкина, истоки зарубинецкой культуры лежат в местной скифообразной культуре Среднего Приднепровья, «которая ведет свое происхождение от чернолесской и белогрудовской культур позднего бронзового и самого начала железного веков». Возникнув в Среднем Приднепровье в конце

111—11 вв. до н. э., зарубинецкая культура распространяется отсюда на север, запад и юг. Во время своего расселения зарубинецкие племена включают в свой состав остатки подгорцевских (милоградских) и юхновских племен. С этим расселением связано появление зарубинецких памятников в западном Полесье, на Десне, на Нижнем Днепре (Тереножкин, 1961, стр. 8, 240).

Таким образом, идею В. В. Хвойки о происхождении зарубинецкой культуры Среднего Приднепровья из местной культуры скифского времени днепровского Лесостепного Правобережья поддержали многие археологи, отмечавшие сходство конструкций жилищ, форм кухонной керамики и пр.

Однако эта гипотеза не может удовлетворительно объяснить различия между скифской лесостепной и зарубинецкой культурами в топографии поселений, погребальном обряде, керамике, украшениях, предметах обихода, особенно заметного в северных районах зарубинецкой территории.

Не меньшие различия наблюдаются между зарубинецкой и подгорцевской культурами. Последнюю В. Н. Даниленко считает древнеславянской (Даниленко, 1953, стр. 240), происходящей от местной (лебедовской) культуры конца эпохи бронзы и начала эпохи железа. В. Н. Даниленко полагает, что памятники зару-бинецкой культуры на Среднем Приднепровье существовали с III в. до н. э. по III в. н. э., а севернее они известны и в более позднее время.

Мысль, что подгорцевская культура является праславянской и лежит в основе зарубинецкой культуры, одно время разделял и П. Н. Третьяков (Третьяков, 1958, стр. 32). Однако раскопки памятников милоградской культуры, проведенные им и О. Н. Мельниковской, показали, что генетических связей между милоградской и зарубинецкой культурами не наблюдается. Зарубинецкая культура проникает на территорию милоградской культуры постепенно и, существуя там около 200 лет, в конце концов ассимилирует местный этнический субстрат (Третьяков, 1960, стр. 40), чем и объясняется некоторое сходство между милоградской и зарубинецкой культурами Верхнего Приднепровья.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.