Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Среднее Поднепровье На Рубеже Нашей Эры - Страница 7

Подобную точку зрения разделяет О. Н. Мельниковская (Мельниковская, 1963; 1963а).

Идею о подгорцевско-милоградской основе зарубинецкой культуры отстаивает белорусский археолог Л. Д. Поболь. По его мнению, «племена зарубинецкой культуры вообще, и территории БССР в частности, имеют свои истоки у племен более древней милоградской культуры, что вытекает из характера поселений, керамики, орнамента, погребального обряда и т. д.». По мнению Л. Д. Поболя, зарубинецкая культура существовала с середины III в. до н. э. до середины II в. н. э., занимая значительную территорию Восточной Европы — от водораздела Западной Двины и Припяти на севере до Тясмина и Роси на юге, от Десны и Сожа на востоке до Буга и Днестра на Западе (Поболь, 1960, стр. 17).

Большое распространение получили теории, совершенно по-иному объясняющие появление памятников зарубинецкого типа. Так, немецкий археолог Пауль Рейнеке еще в 1906 г. отнес Зарубинецкий могильник к одному из древнегерманских племен, переселившемуся в конце I тысячелетия до н. э. с Прибалтики в Среднее Приднепровье. Рейнеке аргументировал свое мнение тем, что зарубинецкие кружки с ручкой, чернолощеные горшки и бронзовые булавки с плоской, круглой и жезловидной головками аналогичны предметам из нижнего Повисленья, занятого в то время, по утверждению немецких ученых, древнегерманским населением (Яеіпееке, 1906).

В 1930 г. другой немецкий археолог Курт Такенберг объявил зарубинецкую культуру принадлежащей западногерманскому - племени скиров, опять-таки переселившемуся с нижнего Одера на Среднее Приднепровье. В отличие от Рей-неке, Такенберг считал большую часть вещей, обнаруженных в Зарубинецком могильнике, а именно: лощеные кружки с ручкой, ребристые миски, а также фибулы, непригодными для определения этнической принадлежности заруби-нецкого населения, поскольку эта керамика отражает влияние греко-римской культуры, а фибулы имеют очень широкий, захватывающий многие культуры ареал распространения. Этническим определителем Такенберг предложил считать зарубинецкие лощеные горшки, украшенные по корпусу шишечками или полукруглой формы подковками, и бронзовые булавки, аналогии которым есть в комплексах латенского времени территории Нижнего Одера, на которой в это время жили скиры (ТаекепЬе^, 1930, стр. 283).

Однако сходство отдельных групп инвентаря у различных культур не доказывает их идентичности или генетической близости. Такой прием исследования методически неправилен. Поэтому нельзя взгляды Рейнеке—Такенберга признать научно аргументированными, что не мешает им оставаться на Западе весьма популярными.

Результатом миграции объясняют появление зарубинецкой культуры многие польские исследователи. Но их концепция содержит совсем иные исторические выводы. Согласно взглядам Ю. Костжевского, зарубинецкая культура принадлежала славянам. Возникла она в I в. н. э. на основе западнославянских позднелужицкой и поморской культур. Сам факт появления зарубинецкой культуры на Приднепровье является отражением первой по времени экспансии древних славян в I—II вв. н. э. с земель их прародины, располагавшейся между Вислой и Одером, на восток, в бассейн Среднего Приднепровья (Ко8Ігее'Л'8кі, 1961, стр. 103).

В среде советских ученых мнения о пришлом характере зарубинецкой культуры придерживаются М. И. Артамонов, Ю. В. Кухаренко, Д. А. Мачинский, В. В. Седов и др. Наиболее отчетливо оно сформулировано у Ю. В. Кухаренко (Кухаренко, 1960; 1964). По его мнению, зарубинецкая культура не могла сложиться в Среднем Приднепровье, поскольку она генетически не увязывается ни с одной из предшествовавших ей по времени культур этой территории, на юге которой обитали скифские племена, а на севере — балтские. Памятники заруби-нецкой культуры по погребальному обряду, устройству жилищ и поселений, составу инвентаря резко отличны от памятников указанных предшествующих культур. Зато у них есть много общего с памятниками лужицкой и поморской культур, территория распространения которых захватывает западные районы Припят-ского Полесья и Волыни. Эта территория и явилась областью формирования зарубинецкой культуры. Ее создателями были переселившиеся из польского Поморья племена, смешавшиеся в Полесье и Волыни с местным лужицким населением. Для первых характерны подклешевые могильники типа Головно, датирующиеся IV—II вв. до н. э., для вторых — могильники более раннего времени типа Могиляны. Между этими памятниками и более поздними зарубинецкими существуют связывающие их элементы сходства, например небольшие кружки с ушком, характерные для лужицких и для зарубинецких погребений, или сосу-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.