Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Стерегущие золото грифы - Страница 4

Существование и работа археологического отряда на У коке были бы просто невозможны без помощи друзей — пограничников заставы Ак-Алаха и Урыльской комендатуры — майоров М. Е. Папанова, В. В. Панченко, В. Г. Третьякова, подполковника А. И. Смышляева и многих других.

Успешная работа большого археологического отряда в таком труднодоступном и удаленном от населения пунктов района, как Укок, обеспечивалась возможностями Института археологии и этнографии СО РАН. В настоящее время это не под силу ни одному научному учреждению России. В реставрации материалов из ак-алакинских курганов большую помощь оказали сотрудники Государственного Эрмитажа.

Оформление книги (рисунки, чертежи, реконструкции) выполнены Е. В. Шумаковой. Фотографии вещей сделаны В. И. Новиковым, полевые съемки производил В. П. Мыльников.

ВВЕДЕНИЕ

Вероятно, в период между второй половиной VI в. до н. э. и первой четверью V в. до н. э. Аристеем Проконесским была написана эпическая поэма “Аримаспея“ [Иванчик, 1989, с. 48 ]. В ней наряду с другими народами, населявшими окраину ойкумены, упоминались “стерегущие золото грифыБлагодаря в основном Геродоту и другим античным авторам, которые по-своему пересказывали Аристея, это определение в греческом искусстве получило воплощение в образе фантастического существа — грифона с телом льва, змееподобной шеей, крыльями, орлиной мордой с перепончатым гребнем и ушами. Образ орлиноголового грифона в греческом искусстве появился не позже VI в. до н. э. [Погребова, 1948, с. 62], но только в V в. до н. э. грифон стал персонажем часто изображаемого, особенно в вазовой расписи, рассказанного Аристеем Проконесским мифического “варварского^ сюжета о борьбе аримаспов со “стерегущими золото гри-фами“, показанными мифическими свирепыми чудищами. Отметим, что и сегодня преобладает эта идущая от древних греков оценка “стерегущих золото грифов“ как мифических чудищ — персонажей одного из вариантов широко распространенного, особенно у кочевых народов, фольклорного сюжета (см., напр., [Куклина, 1985, с. 170]).

Аристей Проконесский в своей поэме в ряду вполне реальных, как сейчас установлено, народов упомянул “стерегущих золото грифов“. И только образность этого выражения заставила отнестись к ним иначе, чем ко всем другим. И. В. Шталь пишет: «...создается впечатление, что и одноглазые люди, аримаспы, и “стерегущие золото грифы“ Аристея Проконесского и Геродота — эпическое клише, сохранившееся в греческих текстах и явившееся калькой с иного “варварско-го“ языка.

Преобразование грифов (грифоны) и аримаспов из людей, племенного множества в чудищ (аримаспы) и чудовищ (грифоны) можно считать результатом рпосредованной передачи богатырского эпоса о борьбе героя-эпонима, культурного героя племени, с чудовищем (тотем соседнего племени) или, в более позднем варианте героического эпоса, о борьбе двух племен, имеющих изначальные наименования и эпическую наружность по герою-эпониму и по тотему племени» [1989, с. 140].

“Стерегущие золото грифы“ являются, на наш взгляд, фольклорным или скорее мифическим персонажем реального народа, современника Аристея Проконесского. Что же это был за народ и где находилось место его локализации? Из данных самих античных источников трудно извлечь точную информацию даже о предполагаемом направлении следования Аристея Проконесского: лежал ли его путь к северу от Скифии через области от Северо-Восточной Европы до Зауралья или на восток, вглубь Азиатского материка. Как доказывает Н. Л. Членова [1983, с. 47—63], Аристей не проник дальше Южного Урала, где локализованы ею аримаспы, а прототипами мифических персонажей грифов “якобы стерегущих золото“ были сокол и ястреб. В пользу этой точки зрения, впервые высказанной Б. Н. Граковым [1971, с. 55, 58], свидетельствуют зеркала “оль-вийского типа“, найденные на Южном Урале, климатические условия, географическая ситуация, наличие месторождений золота, а также сохранившиеся предания башкир об одноглазых великанах, духах-хозяевах ветров и т. п. Ее разделяют и подкрепляют новыми доводами, относящимися в основном к “поразительным аналогиям античным источникам о заскифских странах в эпосе народов Северной Европы и Урала“, Г. М. Бонгард-Левин и Э. А. Грантовский. “У нас не остается сомнений в том, — пишут они, — что все эти народы и страны (перечисленные в “Ари-маспее“. — Н, П,) не могли находиться на востоке до Центральной Азии и Китая, а помещались к северу от Скифии. Их определенно следует связывать с областями от Северо-Восточной Европы до Зауралья“ [1983, с. 35]. Пока не найдены убедительные аргументы против высказанного М. И. Ростовцевым предположения о том, что Аристей достиг в конце своего путешествия Китая [1989, с. 192]. По мнению Дж. Болтона, Аристей мог закончить жизнь в Китае, где находилась тогда, с его точки зрения, страна гипербореев [Bolton, 1962, р. 1521. Исходя из этого можно предположить, что аримаспы проживали в приал-тайских степях, а грифы — на Алтае. Иную точку зрения на расселение народов, перечисленных

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.