Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Стерегущие золото грифы - Страница 5

Аристеем и Геродотом, высказывает Р. Б. Исма-гилов. С исседонами он связывает культуру плиточных могил Забайкалья, а со скифами — носителей восточно-иранской культуры оленных камней. “Под Рипейскими горами скифов и греко-римских авторов, — пишет он, — скрывается Саяно-Алтайская (включающая Монгольский Алтай) горная страна, а под Восточным (Северным) морем — озеро Байкал^ [1992, с. 20].

Пока не обнаружены “материальные** свидетельства в виде находок греческого происхождения, которые могли бы обозначить так далеко на востоке путь Аристея или его информаторов, но есть удивительные параллели в греческой и китайской мифологии. В этой связи следует отметить, что между двумя крайними точками — греческими и древнекитайскими государствами — простирались обширные евразийские степи, населенные номадами, не оставившими письменных источников. Кочевники — создатели собственной мифологии, воплотившейся в образах древнего искусства, были связующим звеном между двумя великими цивилизациями Востока и Запада и дополняли эпические предания, мифологию, искусство их народов своими “варварскими** сюжетами, в основе которых лежали представления скифо-сармато-сакского цикла иранской мифологии, уходящей корнями в индоевропейскую мифологию.

О самом Аристее в античных источниках имеется много легендарных рассказов. Например, о его душе, покидающей тело и летающей, подобно птице, “обозревая все внизу — землю, море, реки, города, народы... затем душа, вернувшись оживляла его тело, и оно рассказывало о разных вещах, которые душа видела и слышала в различных местах** (Цит. по [Бонгард-Левин, Гран-товский, 1983, с. 96]). Этот рассказ может быть свидетельством того, что сам Аристей, вероятнее всего, никогда не предпринимал столь далекого путешествия, а его повествование — это поданная как путешествие души в состоянии транса, собранная, переосмысленная и изложенная под влиянием ионийской историко-географической литературы в русле представлений грека информация центрально-азиатских кочевников. Предполагаемый период жизни Аристея совпадает “с рубежом, разделившим две скифские культуры в последней трети VI в. до н. э.“ [Алексеев, 1992, с. 109]. В самом конце VI и первой четверти V в. до н. э. в степной зоне Причерноморья уже появляются воинские погребения с сопроводительным инвентарем, который, по мнению А. Ю. Алексеева, является инновацией для этого района, связанной с очередным “кочевническим импульсом из Центральной Азии** [Там же, с. 109].

Для того чтобы написать “Аримаспею**, необязательно было предпринимать опасное путешествие. Те, о ком писал Аристей, двигались со своей культурой, эпосом, мифологией из глубин Азии, от северных границ Китая. Среди них могли быть и создатели пазырыкской культуры. Уже со второй четверти V в. до н. э. сказывалось влияние этой культуры, распространявшееся на запад от ее ареала. Одной из примет этого можно считать появление у скифов деталей узды, полностью отсутствовавших в предшествующее время. “В сочетании с пластинчатыми налобниками они составляют новую для Скифии этнографическую деталь, являясь, видимо, фрагментами несохра-нившихся полностью конских масок, маскирующих коня под оленя, единственные аналоги которым пока известны лишь в алтайских курганах V в. до н. э.“ [Там же, с. 109]. В Филиппов-ском кургане (вторая половина V в. до н. э.) в Оренбургской области обнаружены золотые украшения, некоторые из них по композиционным схемам имеют аналоги среди предметов искусства из пазырыкских курганов [Королькова (Чежина), 1992, с. 98—99]. Кроме того, скифский погребальный обряд, описанный Геродотом, соответствует даже в деталях тому, что мы видим в **кня-жеских** пазырыкских курганах (см., напр., [Руденко, 1952, с. 44, 130, 134—135, 231—232, 236, 243—246]). На протяжении всей раннескифской и скифской истории новое население двигалось, по мнению большинства исследователей, с востока на запад.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.