Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Стерегущие золото грифы - Страница 6

Часть **варварских** мифов, вошедших в греческие эпические поэмы и ставших сюжетами греческого искусства, могла принадлежать, вероятно, номадам, в разное время приходившим с азиатских просторов. Пазырыкцы, чья культура распространялась до современных северных границ Китая, не избежали опосредованного влияния греческого искусства. Впервые это отметил С. В. Киселёв, проследивший связь между изображениями пазырыкских грифонов с зубчатым гребнем и их древнегреческим прототипом. Сам зубчатый гребень был перенесен на грифона с изображения гиппокампа, а дата появления таких грифонов на Алтае — не ранее рубежа IV—III в. до н. э. [Киселёв, 1951, с. 347]. Мнение С. В. Киселёва разделяет А. Азарпей, увидевший в образе грифона с перепончатым гребнем связующее звено между греческим и сибирским искусством [Azarpay, 1959, р. 313—339]. Недавно эту точку зрения, отвергнутую когда-то С. И. Руденко, повторила Труди Кавами. Она считает, что “пазы-рыкские грифоны... были изготовлены не греками, но ремесленниками, работавшими по греческим образцам, а их изображения могли являться личным или клановым тотемом похороненных в 1-м и 2-м Пазырыкских курганах людей** [Kawami, Trudy S., 1991, р. 18]. Образ фантастической птицы, грифона, запечатленный в пазырыкском искусстве, оказался чуть ли не единственным связующим звеном между греческим миром и миром горно-алтайских всадников.

Теперь остановимся на таком аспекте проблемы определения и локализации народов, перечисленных Аристеем, как археологическая атрибутация “стерегущих золото грифов“. Если взглянуть на все, существовавшие в раннем железном веке археологические культуры, то носители только одной из них, пазырыкской, могут претендовать на отождествление со “стерегущими золото гри-фами“ Аристея, что неоднократно и делалось. Например, С. И. Руденко писал: «В Горном Алтае, а возможно и западнее, до бассейна р. Ишима, обитали легендарные “стерегущие золото грифы“. Таким образом, название племен, проживавших в середине I тыс. до н. э. в Горном Алтае, не были известны древним автором, кроме легендарного их наименования» [Руденко, 1952, с. 18].

Грифы как мифический персонаж и художественный образ были у многих древних народов (ассирийцев, египтян, хеттов, греков, персов, бак-трийцев, парфян) и имели в каждом регионе свою специфику. Только на Алтае найдены грифоны почти всех видов. Нет ни одной археологической культуры, в которой с такой последовательностью и в таком количестве, как в пазырыкской культуре, разрабатывался бы образ фантастического существа, называемого греками грифоном. Его воплощения, обнаруженные в Башадарском и Ту-эктинских курганах (VI в. до н. э.), представляют уже законченный тип алтайского орлиноголового грифона [Баркова, 1987, с. 13—18]. Восприятие и использование изображений грифонов различных типов (персидского и греческого) на Алтае произошло именно потому, что здесь у местного населения уже существовал образ собственной мифической птицы. Его создателями могли быть предшественники пазырыкцев, проживавшие в Горном Алтае в VIII—VI вв. до н. э.

Рождение образа орлиноголового грифона в па-зырыкском искусстве непосредственно связано с образом орла. Изображения орла известны главным образом по материалам VI в. до н. э. из курганов Центрального Алтая [Там же, с. 9]. Полные фигурки этой птицы происходят из Ба-шадарского и Туэктинских курганов, но головки орла, которые Л. Л. Баркова выделяет в особый (II) тип голов хищных птиц, обнаружены на многих памятниках широкого географического и временного диапазона. В последние годы орлиные головки найдены в могильниках на юге Алтая. Как нетрудно заметить, алтайский орлиноголовый грифон — тот же самый орел, хищная птица, по типологии Л. Л. Барковой, с хохолком, гривой и звериными ушами. Когда-то М. П. Грязнов назвал такое существо с ушами, гребнем, хохолком мифическим орлом. Это наиболее верное определение алтайского орлиноголового грифона, передающего прежде всего образ фантастической птицы. В 1-м Туэктинском кургане — раннем памятнике пазырыкской культуры — есть только одно изображение орлиноголового грифона с “вы-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.