Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Стерегущие золото грифы - Страница 9

Рис. 1. Изображения фантастических животных.




Материалы из ак-алахинских курганов под-еркивают лейтмотив “грифоньей“ темы в пазы-ыкском ис|сусстве. На У коке изображений гри-юв, выполненных в алтайском стиле, собрано эльше, чем в любом другом месте. Возможно, огда-нибудь мы узнаем самоназвание пазырык-

Цев, поскольку есть вероятность существования у них письменности. Ну а пока по ключевому образу их мифологии пазырыкцы по праву могут считаться “стерегущими золото грифами“, как их называли греки.

Г л а в а I

ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ УКОКА

Трудно найти более важный, чем плато Укок, район для исследования археологических памятников, которые могут помочь в решении наиболее острых проблем центрально-азиатской археологии. Уже то, что оно расположено на самом юге Горного Алтая, граничащем с современным Китаем, Монголией, Восточным Казахстаном, не может не вызвать интереса (рис. 2). При первом же знакомстве с этим районом поражает обилие и разнообразие археологических памятников, сконцентрированных на столь небольшой территории. Здесь открыты и исследованы погребения афанасьевской культуры, культуры развитой бронзы, раннескифские и пазырыкские курганы, гуннские культовые сооружения, захоронения тюркского времени и позднего средневековья, зафиксированы многочисленные местонахождения петроглифов от неолитического времени до этнографической современности, найдены фундаменты грандиозных средневековых жилых и культовых комплексов. Чрезвычайно интересны многокилометровые фигурные каменные выкладки и позднесредневековое казахское кладбище.

До недавнего времени Укок был одним из самых малоизученных мест Горного Алтая. Пока нет работ, где были бы собраны подробные сведения о его геоморфологии, геологии, данные о политической истории. В конце XIX в. здесь проходили маршруты нескольких топографических экспедиций, оставивших краткое описание этого района (см. [Закржевский, 1894; Шмурло, 1898]). В 1897 и 1905 гг. на плато У кока работал профессор В. В. Сапожников. Он собрал сведения о ландшафте, гидросистеме, ледниках плато, однако, как и предыдущие путешественники, ученый не заметил ни многочисленных курганов, ни рисунков на скалах. Унылым и неприветливым показался ему Укок.

Открытие У кока как места расположения археологических памятников, в том числе курганов пазырыкской культуры, было сделано В. Д. Кубаревым, который в 1972 г. провел здесь разведку (см. [Кубарев, 1972]). Развернувшиеся на плато археологические исследования стимулировали появление работ по геоморфологии и исторической этнографии (см. [Чайко, 1994; Октябрьская, 1994 ]).

Укок — ровное плато на высоте 2,5 тыс. м над уровнем моря, совершенно без леса, изрезано крутыми извивами р. Ак-Алахи, с массой озер и огромных валунов, всхолмленно на севере моренами — следами исчезнувшего ледника. Это место представляет собой величественное зрелище. Вряд ли можно найти на Алтае более фантастический ландшафт (рис. 3). Южный край плато ограничен склонами хребта Чолдок-Чап, северного отрога хребта Южный Алтай. К плоскогорью Укок примыкает крутой северный склон горного узла Табын-Богдо-()ла, самого крупного центра оледенения Алтая. Этот хребет отделяет Укок от Китая и Монголии. Его постоянно белые куполообразные вершины (наиболее высокая из которых Найрамдал достигает 4049 м) делают пейзаж ослепительно красивым. Сияющие вершины Укока очень многое значили для пазырыкцев. “С древности, — отмечает Н. Л. Жуковская, — гора (главная гора местности) рассматривалась как символ родовых кочевий^ [1988, с. 27]. Подобно Белухе — священной горе алтайцев [Сагалаев, 1992, с. 63], вершины Табын-Богдо-Ола, что означает “Пять святых гор“ [Сапожников, 1911, с. 270 ], могли быть почитаемы пазырыкцами, как впрочем и всеми, кто пришел им на смену в этом высокогорном районе. Данное предположение имеет подтверждение в этнографии монголов и алтайцев, а также многих других народов, чья жизнь проходила в горах. Средоточение на плато большого количества погребений, поминальных комплексов и петроглифов свидетельствует о том, что это была не только хозяйственная, но и сакральная территория.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.