Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Тайфун - Страница 10

Заверщая краткий обзор результатов испытаний оружия и вооружения РКР «Грозный», следует упомянуть и об испытаниях по авиационной части. К сожалению, таковые проводились очень легкомысленно. Непосредственно вертолет в испытаниях не участвовал, да и сами испытания носили скромное наименование —проверка. Однако даже проверка потребовала выполнения на корабле многочисленных доработок: рещение проблемы обледенения ВПП, нанесение нескользящего покрытия, изготовление специального чехла для вертолета, усоверщен-ствование сигнального светооборудова-ния и др.

Очень интересными и требующими отдельного специального повествования явились испытания по проверке возможности пребывания личного состава в боевых постах, помещениях и на открытой палубе при старте ракет (ПКР и ЗУР) и работе РЛС. Необходимость подобных испытаний диктовалась тем, что новые ракеты имели большие удельные импульсы тяги стартовых двигателей (ступеней), которые в сочетании с кратковременной работой создавали большие ударные нагрузки. Влияние же сверхвысокочастотного излучения (СВЧ) РЛС на людей было замечено еще на испытаниях крейсера «Свердлов» в 1952 г., но тогда этому придавали мало значения. Испытания проводились на подопытных животных — кроликах, которые размещались в различных местах и боевых постах, а применение оружия и РТС производились с учетом их максимального биологического воздействия. Через 3-5 часов после пусков животные подверглись паталогоана-томическому вскрытию для дальнейшего гистологического исследования. Испытания выявили опасные места нахождения личного состава при стартах ракет П-35, В-600 и работающих РЛС. При стрельбе ЗУР личный состав мог находиться во всех закрытых боевых постах, а при стрельбе ПКР нахождение личного состава в ряде помещений (даже в артус-тановке № 1) оказалось недопустимым без оборудования специальной защиты. Время пребывания личного состава на боевых постах, подверженных СВЧ-излу-чению после испытаний ограничивалось специальными инструкциями.

Как и следовало ожидать, отработанная главная энергетическая установка корабля работала в целом нормально. Однако выяснилось, что заданная максимальная скорость 34,5 уз достигается при форсировании мощности до 95000 л. с. Фактическая дальность плавания составила 3650 миль при средней оперативно-экономической скорости 18 уз (требовалось не менее 3500 миль).

Во время испытаний на Севере летом 1962 года в жизни «Грозного» произошло неординарное событие: корабль посетил тогдашний руководитель страны Н. С.Хру-

«Грозный» на ходу. 1985-1986 гг.


«Адмирал Головко» после модернизации. Начало 90-х годов.

Щев в сопровождении министра обороны маршала Р. Я.Малиновского. Первый командир крейсера капитан 2 ранга В. А.Ла-пенков сначала вывел корабль в море и провел показательные стрельбы комплексом П-35. Руководство наблюдало за ними с борта крейсера «Мурманск». Стрельбы оказались удачными, ракеты ушли за горизонт и прямым попаданием поразили щит-мишень. После этого высокие гости перешли на «Грозный» и осмотрели корабль. Н. С.Хрущев был в восторге от корабля и высказал пожелание в недалеком будущем посетить на нем с официальным визитом Галифакс. Забегая вперед, хотелось бы в этой связи упомянуть, что «Грозный» подвергся особо тщательной отделке и соответствующему дооборудованию, в том числе —полихлорвини-ловому покрытию верхней палубы, чего не удостаивались последующие крейсеры.

В различных вариантах программ военного кораблестроения количество предполагаемых к закладке крейсеров указывалось по-разному. По максимуму предполагалось построить не менее 16 единиц. Однако фактически, в Ленинграде, на судостроительном заводе им. А.А. Жданова было построено 4 корабля (таблица 3). Жизнь внесла серьезные коррективы, которые отчасти удалось внедрить в проект 1134, ставщий дальнейщим развитием кораблей проекта 58, по многим элементам их улучщавщий. Поэтому «Варяг», названный в честь знаменитого крейсера и сразу при постройке получивщий гвардейское звание,* оказался последним кораблем серии.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.