Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Тайфун - Страница 2

Мы понимаем, что затрагиваем тему, которая долгое время была закрытой. Многие архивные источники до сих пор недоступны, некоторые документы просто уничтожены. Поэтому найти истину в этом океане фактов очень и очень непросто. И мы не думаем, что нам одним под силу эта задача. Вполне вероятно, что в некоторых статьях будут неточности или даже ошибки (хоть мы и стараемся перепроверять все факты). Надеемся на ваше понимание и участие в этом деле. Только вместе мы сможем составить объективную картину прошлого и настоящего нашего ВМФ.

Но мы не собираемся ограничиваться одной темой. В нашем альманахе найдут место статьи по истории зарубежных флотов.

Редакции хотелось бы знать Ваше мнение о содержании первого выпуска «Тайфуна». Было бы также интересно узнать о каких кораблях и событиях Вы хотели бы прочитать на страницах нашего альманаха. Предлагаем Вашему вниманию анкету (см. стр. 39).

__Редакция


Ракетный крейсер «Адмирал Головко» на военно-морском параде в Ленинграде. Ноябрь 1967 года.

Ракетные крейсера проекта 58

Капитан 1 ранга В. П.Кузин, кандидат военных наук

Разработка проекта эскадренного миноносца с управляемым реактивным оружием (так в то время назывались противокорабельные крылатые ракеты) нового поколения началась в І956 году. 6 декабря того же года Главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г.Горшков утвердил согласованное с Минсудпромом тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта нового эсминца, а несколько раньше — 16 и 24 октября того же года - заместитель Главкома ВМФ соответственно утвердил согласованные с Минсудпромом, Минавиапромом, Минобо-ронпромом и Минобщемашем тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия (впоследствии М-1 “Волна”) и ударного1 реактивного оружия (впоследствии П-35). Таким образом, разработка проекта, получившего номер 58, велась практически синхронно с разработкой главного вооружения. Это обстоятельство предопределило относительно целенаправленную и почти “беспоисковую” разработку проекта, который изменялся от этапа к этапу в основном лишь в той степени, которая обуславливалась зигзагами проектирования основных комплексов оружия.

Проектирование корабля было поручено ЦКБ-53, которое к тому времени окончательно специализировалось в качесгве основного проектного бюро по крупным боевым надводным кораблям основных классов. Главным конструктором, после долгого перерыва, был вновь назначен В. А.Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П. М.Хохлов. Эскизный проект 58 был разработан в сентябре 1957 года. Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку технического проекта, завершенного уже в марте 1958 года.

Головной эскадренный миноносец, получивший название «Грозный», был заложен на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А.Жданова 23 февраля 1960 года, спуск на воду состоялся 26 марта 1961 года, а в июне 1962 года корабль был предъявлен на государственные испытания комиссии под председательством вице-адмирала Н. И.Шибаева. В ходе постройки произвели окончательную классификацию корабля, который до этого в официальных документах неопределенно именовался как “корабль с реактивным вооружением”. Видимо сказывались оригинальные взгляды тогдашнего руководства страны на роль надводных кораблей с одной стороны, с другой — боязнь “дразнить гусей” применением традиционных терминов -- крейсер, эсминец и т. п. Ситуация прояснилась к началу 60-х годов и новый корабль уже уверенно причислили к классу крейсеров, подклассу “ракетный крейсер”- корабль 1 ранга. О предыдущем напоминало оставшееся миноносное название головного корабля и невиданные доселе смешанные крейсерско-миноносная организация и штатное расписание. Например, в БЧ-5 от крейсерской организации перенесли только один дивизион вместо полагавшихся трех, а вместо второго и третьего — сохранили группы как на эсминцах, т. е.кораблях второго ранга. Как будет видно дальше, классификация “крейсер” на самом деле не отражала традиционных принципов конструирования кораблей подобного класса. Фактически проект 58 в конструктивном отношении продолжил развитие эскадренных миноносцев большого водоизмещения. Однако эпоха клас-сичееких крейсеров к тому времени уже завершилаеь, а традиции все же оставались традициями.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.