Основные этапы постройки РКР проекта 58
Таблица 3
Наименование корабля |
Заводской № |
Закладка |
Спуск |
Ввод в строй |
«Грозный» |
780 |
23.02.1960 |
26.03.1961 |
30.12.1962 |
«Адмирал Фокин» |
781 |
05.10.1960 |
05.11.1961 |
28.11.1964 |
«Адмирал Головко» |
782 |
20.04.1961 |
18.06.1962 |
30.12.1964 |
«Варяг» |
783 |
13.10.1961 |
07.04.1963 |
20.07.1965 |
Бовала устранения основных замечаний, которых набралось около ста.
Зенитный ракетный комплекс “Волна” на испытаниях работал по парашютным мишеням ПМ-2 и самолету-мишени МиГ-15М — всего провели 5 фактических стрельб. В результате испытаний повторились, в основном, те же недостатки ЗРК М-1, которые выявились и на эсминце «Бравый» (проект 56К). Самыми серьезными из них являлись низкая надежность и малый ресурс отдельных узлов СУО “Ятаган”, невозможность стрельбы по низколетящим целям, существенно меньшие зоны поражения, чем требовалось. Последнее обстоятельство именно на проекте 58 в значительной степени обуславливалось неудачным размещением ПУ ЗИФ-101. Не хватало длины носовой оконечности, в результате чего пусковая установка ЗИФ-101 оказалась чрезмерно “прижата” к ПУ СМ-70. Последняя, в свою очередь, также “страдала”, как уже упоминалось от такого соседства и тоже имела неудовлетворительную диаграмму обстрела. Но в целом комплекс “Волна” соответствовал техпроекту и требованиям технических условий.
Артиллерийские установки АК-726 к началу испытаний на РКР «Грозный» еще не было приняты на вооружение, хотя они и устанавливались на кораблях проектов 61, 35, 159. Пять стрельб — три по воз-дущным и две по морским целям — показали, что артиллерийское вооружение корабля в целом работает надежно. Однако на скоростях корабля свыше 28 узлов наблюдалась сильная вибрация установок: стволы “гуляли” в вертикальной плоскости (до 9 мм). Подкрепления, выполненные заводом, позволили уменьшить вибрацию, но устранить ее до конца так и не удалось. В конечном итоге установки приняли на вооружение, но система ПУС “Турель”, как и другие радиолокационные системы управления огнем, доводилась до рабочего состояния еще довольно длительное время.
Испытания торпедного оружия прошли, в общем, успешно, поскольку на корабле устанавливались серийные и отработанные системы и механизмы. К таким же результатам пришли и при испытании РБУ-6000. Однако, как и на кораблях предыдущих проектов, больщие нарекания вызывала работа гидроакустических средств — в первую очередь, ГАС ГС-572, не обеспечивавщей необходимого целеуказания из-за недостаточной дальности и сильной зависимости от гидрологии моря.
Испытания других радиотехнических средств показали, что их основными недостатками являются: неудовлетворительная электромагнитная совместимость РМС) при одновременной работе, уста-ревщая материальная часть приборного оборудования, слабость средств РЭБ. Больщой ощибкой признали установку на корабле двух одинаковых РЛС — МР-300, работавщих, естественно, в одинаковых диапазонах частоты и, конечно, ме-щавщих друг другу. При этом подчеркивалось, что такое рещение не только технически, но и тактически не обосновано. Особенно неприятным и смущающим обстоятельством явилось то, что при работе РЛС общего обнаружения наблюдались сильные помехи работе стрельбовых РЛС, особенно артиллерийской — “Турель” .